Столичный «Октоберфест» подсчитал прибыль

Как представители ресторанов оценили итоги пивного фестиваля

Московские рестораны и бары в преддверии введения ограничений попытались заработать на «Октоберфесте». Но выручка оказалась скромнее, а некоторым заведениям пива не хватило. Как рассказали “Ъ FM” участники рынка, в 2021 году заказать фестивальные сорта напитка из Германии было сложнее и дороже обычного. А из-за ограничений поток клиентов оказался меньше. В итоге некоторые заведения не стали проводить фестиваль. Другие сделали это без привычного размаха. В ФРГ «Октоберфест», как и в 2020 году, отменили. Как отметили праздник в Москве? И сколько на нем удалось заработать? Расскажет Александр Рассохин.

Фото: Данила Егоров, Коммерсантъ

Реки пива, баварские танцы и девушки в национальных костюмах — собиравший по 6 млн гостей «Октоберфест» в родном Мюнхене второй год подряд срывается из-за пандемии. От праздника отказались и многие московские заведения. В баре «Линдерхоф» его отмечали 18 лет подряд, но теперь, объясняет гендиректор Илья Романов, вложения стали слишком рискованными: «Для нас "Октоберфест" — основной праздник. Когда заканчивали один фестиваль, уже готовились к следующему году. Гостей становится вдвое-втрое больше, но "Октоберфест" не проводим уже два года. Периодически вводятся ограничения, ждали их и сейчас, и в 2021 году было принято решение тоже не рисковать и не вкладывать деньги. Только артисты обходятся заведению в 150 тыс. руб., плюс остальная организация: печать, реклама может доходить до 1 млн руб. Можно сказать, мы таким образом решили поддержать Мюнхен, который тоже не отмечает».

Другие небольшие бары в принципе не смогли заказать фестивальное пиво из Германии. В этот раз, сетуют рестораторы, его сварили недостаточно, вдобавок многие поставщики ушли с рынка. То что удалось найти, купили по цене на 40% выше допандемической, рассказывает управляющая рестораном «БирХаус» на Тверской Нина Лобова: «В ресторане на Тверской представлен один сорт — Spaten Oktoberfest. На Бакунинской чудом, только благодаря тому, что вовремя подсуетились, по своим дальним связям смогли урвать несколько бочек Hofbrau Oktoberfestbier. Раньше в каждом ресторане было два сорта. В связи с тем, что в ФРГ были плохие погодные условия, ураганы, выросли цены на электроэнергию, многие сорта до России не доезжают, их не хватает для самой Германии. Все-таки раньше "Октоберфест" проходил более дружно. Были предложения от импортных брендов, они привозили свои подарки — пряники, кружки.

Однако нельзя сказать, что "Октоберфест" у нас сдулся, очередей нет, но и свободный стол тоже найти сложно».

При этом в заведениях с собственной пивоварней, где проблема поставок не так актуальна, делать большие запасы в преддверии «Октоберфеста» опасались. И зря, сваренного пива не хватило, а заработать желаемое скорее не позволили COVID-ограничения по рассадке, рассказывает менеджер ресторана Paulaner Brauhaus Александр: «Пива сварили не так много, как в предыдущие годы, и оно очень быстро заканчивается. Много желающих, которые не имеют возможности выехать за границу и хотят почувствовать Баварию недалеко от дома, но все равно мы недобрали. Гостей было раза в три меньше. Дело в том, что нельзя рассаживать клиентов так близко, как раньше. Заполняемость — примерно половина зала, мебель отсутствовала».

Другие заведения в попытках заработать на «Октоберфесте» сделали ставку на необычные позиции в меню. В Krombacher Beer Kitchen, например, решили подавать пиво с устрицами, и средний чек вырос на 20%, отмечает владелец ресторана Денис Иванов: «Поскольку Krombacher — не баварское пиво, а из-под Франкфурта, там другая гастрономическая культура. В 2021 году делаем фестиваль, просто привязанный к датам "Октоберфеста". Наша идея — сделать устрично-пивной фестиваль, где будет специалист, который подбирает к каждому из сортов пива свои устрицы и соусы. Это позволит повысить средний чек процентов на 15-20%. Отклик уже очень хороший, и броней много».

При этом снова провести крупный праздник подобный «Октоберфесту» рестораторам, похоже, удастся еще не скоро. С 28 октября общепит в Москве сможет работать только навынос. Компенсировать убытки придется долго, отмечает владелец ресторана de Bassus Алексей Маренков: «Арендодатели уже не идут на компромисс по аренде. Работа на доставке — 10% от общей выручки. Траты на "Октоберфест" были: выступление группы, ведущий. На данный момент эти вложения себя не оправдывают.

Сейчас "Октоберфест" для нас — больше имиджевое мероприятие и проявление лояльности гостю. Потом надеемся, что заработаем в полном объеме».

В самом Мюнхене, который в 2019-м заработал на «Октоберфесте» свыше €1 млрд, с убытками смирились давно. Чтобы минимизировать потери для бизнеса и организаторов, об отмене главного пивного фестиваля предупредили еще весной 2021 года.

Елизавета Скобцова

Вся лента