Забегая вперед IPO

Что такое сделки pre-IPO и кому они доступны

В 2021 году на российском рынке наблюдается настоящий бум размещений новых акций. Частные инвесторы проявляют интерес и к pre-IPO компаний — как напрямую, так и через ЗПИФы и производные финансовые инструменты, доступные на российском рынке. Такие инвестиции могут принести как высокую прибыль, так и значительный убыток, к тому же они низколиквидны, поэтому доступны только для квалифицированных инвесторов.

Фото: Getty Images

В осенние месяцы на российском рынке акционерного капитала начался настоящий бум размещений. В конце сентября вторичные публичные размещения (SPO) провели сразу два эмитента — девелопер ПИК и агрохолдинг «Русагро». 21 октября завершила IPO группа «Ренессанс Страхование»: компания привлекла от инвесторов $250 млн. До конца месяца первичное размещение акций запланировал поставщик решений и услуг в области цифровой трансформации и кибербезопасности Softline, оценивший свою капитализацию в $1,49–1,93 млрд. В ближайшие месяцы IPO намереваются провести и другие российские эмитенты. В частности, на рассмотрении в SEC находятся документы «Делимобиль» и ЦИАН. Первичное размещение до конца года планирует и «СПБ Биржа».

По данным Refinitiv, за три квартала 2021 года российские компании привлекли на рынке акционерного капитала $5,7 млрд, что на 33% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и является самым высоким показателем за девять месяцев с 2013 года. Объем первичных размещений составил $2,6 млрд, что на треть выше результата трех кварталов 2020 года и лучший показатель для этого периода времени с 2013 года. Самым результативным сектором, по оценкам Refinitiv, стала розничная торговля, где за первые девять месяцев было привлечено $2,2 млрд.

IPO традиционно нацелено в первую очередь на привлечение институциональных инвесторов, но в последнее время растет доля вложений и со стороны частных. По оценкам «Денег», в сделках IPO и SPO за последние 12 месяцев число физических лиц исчислялось от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч. По оценкам руководителя департамента продуктов западных первичных размещений «БКС Мир инвестиций» Сергея Шлюгера, медианный рост цены акций компании в первый день торгов за семь лет составил около 13%.

Однако не все могут получить такую доходность, поскольку при высокой переподписке инвесторам удовлетворяют только часть заявки. «Андеррайтеры резервируют большую часть новых акций в ходе самых горячих IPO для ведущих институциональных инвесторов, ограничивая доступ для розничных, которые смогут приобрести акции только по более высокой цене открытия торгов. В результате неравных рыночных возможностей розничный инвестор в среднем теряет всю доходность»,— отмечает господин Шлюгер.

Венчурные и pre-IPO инвестиции

IPO не единственный способ поучаствовать в росте акций компании. Многие эмитенты начинают искать капитал и на более ранних стадиях развития. В первую очередь это касается стартапов — молодых быстрорастущих компаний, которым могут потребоваться деньги на запуск бизнеса, расширение или масштабирование. Инвестиции в такие проекты называются венчурными и позволяют получить до 100% интересующей аллокации и потенциально очень высокую прибыль, как, впрочем, и убыток. По словам Сергея Шлюгера, венчурный капитал предполагает высокое соотношение риска и доходности по сравнению с другими сегментами частного рынка.

Меньший риск несут так называемые инвестиции pre-IPO (Pre-Initial Public Offering) — это покупка доли в компании на поздних инвестиционных раундах, но до листинга акций на фондовом рынке, то есть самого IPO. На этих стадиях в акционерах компании обычно уже есть крупные венчурные фонды, институциональные инвесторы. Поэтому, как отмечает инвестиционный консультант ИФК «Солид» Олег Шупан, бизнес такой компании понятен инвесторам, динамично развивается, у нее есть выручка, потенциал роста показателей, она достаточно известна в своей отрасли.

Для компании процедура pre-IPO — еще один раунд финансирования, связанный либо с крупным привлечением капитала для дальнейшего масштабирования бизнеса и подготовки к IPO, либо с желанием акционеров продать часть акций для личных целей, отмечает Сергей Шлюгер. «Зачастую компаниям выгодно организовывать раунды pre-IPO, так как привлечение дополнительного капитала позволяет им дольше оставаться частными и лучше подготовиться к IPO»,— отмечает управляющий директор инвестдепартамента UFG Wealth Management Алексей Потапов.

Размер компаний, которые интересуются подобным финансированием, сильно разнится. «Потребность в новых деньгах обычно испытывают уже состоявшиеся развитые компании, капитализация которых может достигать десятков миллиардов долларов и которые готовятся к выходу на биржу в ближайшем будущем (например, в течение двух-трех лет)»,— отмечает Алексей Потапов.

«Инвесторы стремятся вкладывать средства в оптимальный момент — на этапе, когда уже есть стабильная подтвержденная операционная прибыль и при этом компания только задумывается об IPO»,— отмечает руководитель управления поддержки и развития проектов ФГ «Финам» Константин Молчанов.

Финансируя такие проекты, инвесторы, как и в случае с венчурными инвестициями, получают до 100% исполнения заявки. «Основной плюс для инвестора — "зайти" в компанию по существенно более низкой цене, чем после того, как она станет публичной и существенно более широкий круг инвесторов также получит возможность инвестировать в нее»,— отмечает Константин Молчанов. По словам Сергея Шлюгера, статистика, покрывающая 479 частных компаний в период с 2010 по 2020 год, показывает, что инвесторы, использовавшие стратегию pre-IPO, смогли получить медианную доходность около 91%. Однако есть и менее удачные истории — например, выход на биржу Facebook, Uber, Lyft, Palantir, которые были не такими успешными, чем ждали инвестбанки и акционеры.

Риски

В отличие от акций торгуемых компаний, pre-IPO инвестиции неликвидны, а значит, такие вложения замораживаются на несколько месяцев или лет до того момента, как компания не проведет IPO. Существуют риски, что компания может отложить размещение на долгий срок или вовсе его отменить. «Причиной для переноса может стать плохая конъюнктура фондового рынка на момент запланированного публичного размещения. Может быть какой-то внутренний конфликт между акционерами. Может поступить предложение о выкупе бизнеса от стратегического инвестора»,— отмечает Алексей Потапов. По словам Сергея Шлюгера, средний горизонт таких инвестиций — 1,5 года.

Существенным риском, как и в случае любой другой инвестиции на фондовом рынке, являются неоправданно высокие ожидания, заложенные в цену акций. По словам Алексея Потапова, инвестор несет риск негативной динамики акций как до момента IPO, так и после их размещения. Усугубляется ситуация проблемами с раскрытием информации, так как частные компании не обязаны публиковать отчетность, что в разы усложняет их анализ. По словам Сергея Шлюгера, в условиях ограниченной информации доступ к инсайтам с рынка, текущим акционерам и сотрудникам является ключевым конкурентным преимуществом профессиональных участников рынка pre-IPO, недоступным для розничных инвесторов.

Pre-IPO для частных инвесторов

Долгое время pre-IPO, как и рынок IPO, были в основном уделом крупных инвесторов, фондов, хедж-фондов и других профильных финансовых организаций. Однако на фоне бума частного инвестирования, который наблюдался в последние годы в мире, их роль планомерно растет. «Рынок реагирует на повышенный спрос тем, что появляется все больше инфраструктурных решений не только для входа, но и выхода из таких инвестиций»,— отмечает Алексей Потапов. В частности, в США есть специализированные торговые площадки, как, например, Nasdaq Private Market, занимающиеся торговлей акциями компаний до того, как те станут публичными. «Также существует большое количество брокеров, которые помогают инвесторам покупать и продавать акции таких компаний»,— отмечает Алексей Потапов.

Российские брокерские и управляющие компании также предлагают клиентам подобные инвестиции, но они доступны исключительно квалифицированным инвесторам. Все опрошенные «Деньгами» участники рынка подтвердили наличие таких услуг. «Мы консультируем клиентов, которые обращаются с подобными запросами, и предоставляем квалифицированным инвесторам возможность принять участие в pre-IPO более 200 компаний. Порог входа — от $100 тыс.»,— рассказал Константин Молчанов. В ИФК «Солид» предлагают квалифицированным инвесторам доступ к pre-IPO нескольких российских и международных компаний в виде сделок с прямой поставкой акций клиенту. Клиентам БКС доступны структурные ноты на акции pre-IPO компании. «Инвестор получает прозрачный инструмент на акции компании, прошедшей отбор по критериям, инвестиционный и юридический due dilligence, позволяющий диверсифицировать портфель за счет низкого порога входа по сравнению с доступными пакетами на рынке. Кроме того, ноты могут быть перепроданы другому инвестору внутри БКС в случае необходимости»,— отмечает Сергей Шлюгер.

Самостоятельное составление диверсифицированного портфеля pre-IPO требует большого внимания и усилий от инвестора, поэтому для тех, у кого нет желания и времени этим заниматься, подойдут ЗПИФы для квалифицированных инвесторов. Еще в апреле 2019 года «ВТБ Капитал Управление активами» сформировал фонд pre-IPO ЗПИФ «ВТБ Капитал пре-АйПиО фонд». Минимальный размер инвестиций в фонд на третьем этапе привлечения, прошедшем в конце 2020 года, составлял 10 млн руб. В фонд подбираются компании относительно зрелые (годовая выручка — от 1 млрд руб.), быстрорастущие высокотехнологичные компании, занимающие лидирующее положение в своих рыночных сегментах. «Как правило, у таких компаний есть потенциал выйти на IPO на горизонте трех-четырех лет либо найти сделку со стратегическим инвестором»,— рассказал главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов.

Так как ЗПИФ под управлением «ВТБ Капитал Управление активами» был запущен только два с половиной года назад, завершенных проектов пока нет, рассказал господин Потапов. Но есть один частичный выход. «Часть пакета в компании Get Course через несколько месяцев после входа мы продали консорциуму Goldman Sachs, Baring, Winter Capital, реализовав доходность для инвесторов свыше 3х»,— отмечает Владимир Потапов.

В апреле текущего года УК «Альфа-Капитал» запустила квальный ЗПИФ «Альфа Портфель Pre-IPO» с минимальным объемом инвестиций — 5 млн руб. Средства предполагается инвестировать в бумаги непубличных компаний из наиболее быстрорастущих высокотехнологичных секторов экономик в мире. По словам главы компании Ирины Кривошеевой, фонд был создан в ответ на существенный спрос со стороны высокосостоятельных клиентов, квалифицированных инвесторов на инвестиции в компании на стадии pre-IPO. «Участие в фонде дает возможность нашим клиентам разместить средства в растущие сегменты экономики при детальном понимании соответствующих рисков»,— отметила госпожа Кривошеева.

Иван Евишкин

Вся лента