Сквозной контроль

Как ФТС развивает механизмы прослеживаемости товарооборота для сокращения контрафакта

Федеральная таможенная служба (ФТС) продолжает достраивать инфраструктуру контроля за оборотом товаров и противодействия серому импорту. Так, с июля в РФ запущена документарная система прослеживаемости товаров, наряду с маркировкой призванная обеспечить власти данными о движении товаров с момента их ввоза на территорию РФ или производства до реализации конечному потребителю. Вскоре в ФТС рассчитывают добиться обязательного применения в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) электронных пломб для транзитных грузов. Предполагается, что повышение прозрачности товарооборота и расчистка внутреннего рынка от контрафакта обеспечат рост таможенных и налоговых сборов. В деловом сообществе инициативы ФТС по сокращению незаконного товарооборота поддерживают и рассчитывают на симметричное сокращение избыточного контроля.

Введение маркировки и документарной прослеживаемости должно защитить рынок от контрафактной продукции и облегчить контроль на границе

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

По оценкам экспертов, объем торговли нелегальными товарами в РФ превышает 5 трлн руб. ежегодно, из-за чего бюджет может недополучать более 0,5 трлн руб. только за счет НДС. По данным ФТС, за 2020 год таможенные органы выявили более 13 млн контрафактных товаров, что заметно превышает показатели 2019 года (7,6 млн). Помимо бюджетных потерь наличие контрафакта дестимулирует бизнес в создании высокоэффективных цепочек движения качественных товаров и в конечном счете наносит вред жизни и здоровью граждан, считают в правительстве. Основной мерой борьбы с нелегальным товарооборотом в правительстве считают развитие комплексной системы прослеживаемости и сквозного контроля товаров. Они должны способствовать сокращению серого импорта, предотвращению ввоза на территорию РФ контрафактной продукции и, соответственно, повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Торговля выходит из тени

Первые механизмы прослеживаемости товаров начали формироваться в РФ в 2016 году — тогда был запущен эксперимент по маркировке контрольными идентификационными знаками меховой одежды. Прослеживаемость маркированных товаров обеспечивается наличием особого маркера (средства идентификации), например штрихового кода или метки RFID на каждом товаре — его может создать только оператор маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Метка применяется как в отношении иностранных, так и отечественных товаров. При этом маркируется каждая товарная единица, что позволяет отследить путь товара от производства до списания или продажи конечному потребителю в рознице. Для разных товаров способы маркировки отличаются — так, для меховых изделий используются RFID-метки (микрочипы), для товаров других категорий — цифровые коды DataMatrix на упаковки. Сейчас помимо меховых изделий маркируются обувь, табачная продукция, лекарства, парфюмерия, фототовары, шины и покрышки, ряд товаров легкой промышленности, молочная продукция, с конца 2021 года маркировка распространится на воду. Параллельно в экспериментальном режиме стартовала маркировка слабоалкогольных напитков, биологически активных добавок и кожных антисептиков.

Координатором системы маркировки является Минпромторг, который определяет правила маркировки, занимается выбором товаров для проведения экспериментов под обязательную маркировку. Взаимодействие участников товарооборота с госорганами погружено на цифровую платформу «ГИС-Маркировка», которая и позволяет отслеживать оборот товаров, ФТС же в рамках своих компетенций проводит контроль за соблюдением требований о маркировке. Так, компании получают коды маркировки, передают эту информацию либо производителю, либо самостоятельно при перемещении товаров наносят средства идентификации и указывают сведения в декларации. Таможенные органы проводят автоматизированную проверку, сверяясь с данными ГИС, при необходимости — досмотр. По результатам контроля ФТС направляет в информсистему ЦРПТ данные о выпуске товаров. Маркировка зарекомендовала себя как действенный механизм борьбы с нелегальным оборотом продукции: по оценкам властей, официальные продажи шуб выросли в десять раз, обуви — втрое.

Невидимая прослеживаемость

Новым механизмом контроля за товарными потоками стала запущенная в июле Национальная система прослеживаемости (НСП) — механизм контроля исключительно за импортными товарами с момента ввоза на территорию РФ до их выбытия из оборота (передачи в производство или реализации конечному потребителю). Оператором НСП является Федеральная налоговая служба (ФНС), которой ФТС передает информацию по таможенным декларациям. При выявлении разрывов в цепочках перепродажи товаров или других нарушений планируются проверочные мероприятия.

Отличием новой системы прослеживаемости является документарный подход к контролю. В рамках НСП товарам присваивается регистрационный номер, состоящий из номера декларации на товары и порядкового номера товара в этой декларации. В ФНС ранее объясняли, что такой идентификатор переносится в другие документы и наполняется сведениями из систем налогового и бухгалтерского учета. Вся эта информация консолидируется в НСП, где и сопоставляется, тем самым обеспечивая прослеживаемость импортного товара на всем его жизненном цикле. Регистрационный номер присваивается не отдельным товарным единицам, а партиям, что должно способствовать обелению оптовых товарных рынков.

ФТС планирует получать от ФНС сведения об остатках, о выбытии товаров из системы прослеживаемости, о цепочках продаж, аналитические показатели на основании сведений об обороте товаров, риски нарушений и расхождения (такие сведения будут использоваться в рамках контроля за оборотом товаров на внутреннем рынке). Уже сейчас таможня передает налоговой службе сведения о ввезенных иностранных товарах.

Документарный подход к прослеживаемости не предполагает существенных издержек бизнеса, поскольку не требует перестроения складской логистики — компаниям достаточно лишь доработать систему бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, для бизнеса установлен переходный период — не менее одного года на адаптацию и доработку учетных систем. На этот срок, до июля 2022 года, меры ответственности за нарушение требований при операциях с прослеживаемыми товарами не предусмотрены. Пока прослеживаемости подлежат товары электронной и радиоэлектронной промышленности (холодильники, стиральные машины, мониторы, проекторы), автопрома (тягачи, бульдозеры, экскаваторы), а также социально значимые товары (детские коляски и детские автокресла). Перечень товаров будет расширяться в соответствии с наиболее подверженными контрафакту рынками, отмечают в ФТС.

Запуск национальной системы прослеживаемости является частью работы по созданию механизма контроля товарных потоков на территории ЕАЭС — соглашение о разработке механизма подписано в 2019 году и вступило в силу в феврале 2021 года. Соглашение предполагает двухуровневую систему контроля, состоящую из национального и наднационального сегментов. Национальные системы должны обеспечить прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке стран ЕАЭС, наднациональная — обмен информацией о пересечении границы между странами союза. Пока Евразийская экономическая комиссия совместно с государствами—членами ЕАЭС готовится к запуску пилотного проекта по внедрению прослеживаемости товаров на таможенной территории союза. Эксперимент планируется провести с 1 июля 2022 года по 31 марта 2023 года, по его итогам механизм планируется развернуть в постоянном режиме.

Транзит под пломбой

Тем временем страны ЕАЭС продвинулись в решении вопроса о применении на территории союза навигационных пломб для отслеживания перевозок. «Мы уверенно движемся к формированию бесшовной системы транзита товаров на пространстве Большой Евразии. И оцифровка — это один из драйверов данного процесса. Пломбы будут содержать всю необходимую для таможенных органов информацию о грузе, его владельце и компании-перевозчике»,— считает заместитель главы Минэкономики Дмитрий Вольвач. Так, устройство будет непрерывно передавать в единую евразийскую систему слежения сведения о нахождении и сохранности груза. Применение электронных навигационных пломб позволит минимизировать различные формы госконтроля при перемещении товаров и грузов, а также обеспечить законный оборот товаров на территории Евразийского союза и закрепит за ним статус надежного и транспарентного партнера, считают в правительстве.

Электронные пломбы сейчас уже частично используются для транзитных грузов, например при перемещении из стран ЕС в Китай по территории РФ. Как пояснили “Ъ” в ФТС, с момента запуска технологии (март 2020 года) по территории РФ с применением пломб проследовало более 22 тыс. партий отдельных товаров, запрещенных к ввозу в Россию. Соглашение же предусматривает обязательное применение пломб для всех международных перевозок по территории ЕАЭС — ожидается, что документ будет утвержден уже нынешней осенью. Механизм пломбирования транзитных грузов должен минимизировать поставки в РФ санкционной продукции из ЕС, которая до сих пор ввозится, например белорусскими поставщиками. Предполагается, что «пломба» будет содержать всю необходимую для таможенных органов информацию о грузе, его владельце, компании-перевозчике. Это должно избавить компании от бумажного документооборота, ускорить оформление транзита в пунктах пропуска, а также сократить взаимодействие бизнеса с таможенными органами, автоматизировав контроль грузов.

Пока же различия в уровне таможенных ставок стран—участниц ЕАЭС и ограничения на ввоз отдельных товаров при едином таможенном пространстве требуют от ФТС дополнительных мероприятий для минимизации нарушений. Для этого в ФТС сформированы мобильные группы, которые работают недалеко от границы и могут останавливать транспорт самостоятельно. По оценкам первого заместителя главы ФТС Руслана Давыдова, только из-за одной фуры с сигаретами бюджет теряет около $0,5 млн на акцизе. На начало октября объем незаконных товаров, выявленных мобильными группами, уже составил 56,6 тыс. тонн, при этом в предковидный 2019 год объемы выявленного контрафакта были заметно выше (см. график).

Диана Галиева

Вся лента