«Меня завораживают вирусы»

Фрауке Муэкш

О Bulgari Virus Free Fund — инициативе люксовой итальянской компании по борьбе с коронавирусом и его последствиями — мы уже рассказывали. Более того, мы в прошлом году наградили Bulgari премией «Коммерсантъ. Инициативы» за этот проект. Но 2020-м он не заканчивается, Bulgari планирует и дальше поддерживать как женщин-ученых, так и борьбу с вирусом и вызовами времени. Одно из исследований Рокфеллеровского университета, которое поддержала компания Bulgari,— исследование Фрауке Муэкш. Фрауке разработала простой и быстрый метод определения наличия и количества антител. А также провела различные исследования антител переболевших COVID-19 пациентов. Мы поговорили с Фрауке о ее проекте, поддержке Bulgari и том, тяжело ли быть женщиной-ученым в современном мире.

Ученый, специалист Рокфеллеровского университета, автор нового метода замера антител у переболевших COVID-19 Фрауке Муэкш,

Фото: предоставлено Bvlgari

—Один из вебинаров, приуроченных к инициативе Bulgari, был назван «Меняя настоящее для устойчивого развития в будущем. Дерзкие, смелые и отважные: женщины во главе инноваций». Вы себя чувствуете «дерзкой, смелой и отважной»?

—Быть «дерзкой, смелой и отважной» — значит принять вызов вопреки трудностям. Я взяла на себя инициативу принять активное участие в исследовании COVID-19, несмотря на связанные с этим трудности. Нам приходилось работать в условиях экстремального дефицита времени, и ответы нужно было получать очень быстро. Я рада, что приняла этот вызов. Вся работа показала, как важно проявлять инициативу для продвижения исследований и как быстро мы можем двигаться вперед, если объединить усилия нескольких людей с высокой мотивацией.

—Как COVID-19 повлиял на вашу работу — не только на ее суть и темы, но и на каждодневный ход этой работы?

—Когда началась пандемия, темой моей работы был ВИЧ-1. Я практически бросила все свои дела и переключилась на работу над COVID-19. Это случилось в то время, когда весь Нью-Йорк оказался закрыт. Наш университет был закрыт, за исключением исследований COVID-19, и мы сформировали маленькую группу внутри нашей команды и контактировали только с представителями этой группы. Мы работали день и ночь в лаборатории, даже продукты тогда сложно было купить, так как супермаркеты в Нью-Йорке в то время опустели. С тех пор условия изменились, и мы все немного вернулись к жизни. После отмены запрета на въезд в страну я, надеюсь, скоро снова увижу своих европейских друзей и семью.

—Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте — разработке упрощенного и быстрого метода измерения сотен образцов от переболевших COVID-19,— поддержанном компанией Bulgari. Как долго вы над ним работали?

—Я начала работу над COVID-19 в марте 2020 года. В то время моей самой важной целью была разработка метода анализа, который мы могли бы использовать для оценки антител, вырабатываемых иммунной системой против SARS-CoV-2. Это был большой вызов, особенно учитывая, что число погибших от COVID-19 росло с каждым днем. Мы исследовали первые образцы пациентов в апреле 2020 года, и с тех пор я применяю этот анализ для изучения того, как иммунная система реагирует на вирус и как ответ развивается со временем. Мы также используем эту систему для оценки антител, вырабатываемых в результате вакцинации.

—Насколько вообще важна спонсорская, финансовая поддержка проектов такого рода? Это скорее приятный бонус или проекты просто не состоятся без спонсоров?

Кампус Рокфеллеровского университета

Фото: Halkin Mason Photography

—Мы бы никогда не смогли начать работу над COVID-19 так быстро и успешно, если бы за нами не стоял великий университет и не было бы очень щедрого финансирования. Рокфеллеровский университет очень небольшой, но он очень гибок, поддерживает проекты и работает с частным финансированием, и только благодаря этому мы смогли начать делать то, что мы делаем. Щедрость частных спонсоров, таких как Bulgari, чрезвычайно важна для нашей текущей работы. А для меня лично подарок Bulgari означает, что я, как женщина-ученый, смогу продолжать работать над тем, что меня увлекает, и стать на шаг ближе к своей цели — основать собственную независимую исследовательскую лабораторию, чтобы среди руководителей в научной среде на одну женщину стало больше.

—Цель инициативы Bulgari — поддержать «женщин-ученых». Оказывает ли — все еще — гендерный фактор в вашей области большое влияние на работу?

—Вирусология — это область, где гендерный разрыв еще больше, чем в других областях STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика.— «Коммерсантъ. Инициативы»), причем не только на руководящем уровне, но даже на уровне стажеров. Я считаю, что для изменения восприятия и стереотипов в отношении женщин в области STEM очень важно способствовать популяризации роли женщин в этой сфере. Я надеюсь, что с помощью инициатив, подобных той, которую возглавляет Bulgari, мы увидим в будущем более разнообразный состав ученых на руководящих должностях.

—Как и почему вы выбрали свою область знаний?

—Меня всегда восхищали природа, медицина и наука, и я выбрала биологию, чтобы охватить все эти аспекты. Я знала, что хочу работать на стыке биологии и медицины, и это привело меня в магистратуру по биомедицине, где я познакомилась с областью вирусологии. Меня завораживают вирусы, потому что, несмотря на миниатюрность, они могут оказывать разрушительное воздействие на своего хозяина. С тех пор я изучаю, как организм реагирует на вирусные инфекции.

Беседовала Анна Минакова

Вся лента