Тишину на Патриарших нарушила стройка

С чем связан скандал вокруг Трехпрудного переулка

На Патриарших прудах новая стройка, и местные жители просят вмешаться Генпрокуратуру. Новые апартаменты могут появиться в Трехпрудном переулке. Сейчас там находится Скоропечатня Левенсона — объект культурного наследия, созданный в 1900 году. Сносить ее не собираются, но жилой комплекс могут построить прямо за историческим зданием, что нарушит композиционно-планировочную структуру квартала, пишут жители в обращении к генпрокурору России Игорю Краснову. Они указывают, что любые капитальные работы на территории объекта запрещены законом.

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

Что появится в Трехпрудном переулке? И обоснованы ли опасения жителей? Москвовед Павел Гнилорыбов рассказал, чем примечательна историческая типография и почему застройку стоит оставить прежней: «Скоропечатня Левенсона — это выдающееся творение архитектора Федора Шехтеля, который тогда только начинал работать в стиле модерна. Она выполнена в таких немножко позднеготических формах. Левенсон и Шехтель очень дружили. Сначала они работали в печатной отрасли, а потом все это ушло в архитектурную сферу. Сама Скоропечатня очень ценна еще и тем, что, например, Марина Цветаева здесь напечатала одну из своих первых книг. А она, кстати, жила прямо наискосок от Левенсона. Это еще и память такая дополнительная о Марине Ивановне.

Здание уцелело чудом. Там в 1922 году создали один из первых в Москве пионерских отрядов. И благодаря этому факту такая, казалось бы, типично буржуазная архитектура, которая нисколько не комплементарна советской власти, позволила ему выжить. Конечно, рядом нежелательно ничего строить, потому что Патриаршие пруды и так очень сильно страдают от подмены старинных усадеб на новоделы. И любое новое строительство там должно быть максимально скандинавским, растворяться в пейзаже, выше двух-трех этажей ставить что-либо бессмысленно».

Отдельная проблема заключается в том, что никто не знает, как именно будет выглядеть новый проект. Эскизы появляются на сайтах архитектурных бюро еще с 2019 года, но какой из них актуален и утвержден, неясно. Сама Скоропечатня принадлежит одному из фондов компании «Велес-Капитал». “Ъ FM” обратился к ним за комментарием. Там ответили, что вопрос касается активов закрытого паевого фонда для квалифицированных инвесторов, поэтому информация не раскрывается.

В условиях отсутствия информации острая реакция местных жителей предсказуема, полагает координатор «Архнадзора» Константин Михайлов: «Отчасти постоянные сигналы тревоги возникают, что в городе нет никакой общественной площадки для обсуждения значимых архитектурных или реставрационных проектов в сфере именно старого города. Люди питаются какой-то обрывочной информацией, не всегда достоверной. Зачастую непонятно, насколько релевантны те проекты, которые появляются в соцсетях или в печати. Это все имеет корень в совершенно закрытом принятии важных градостроительных решений, которые, к сожалению, действуют в Москве. Все решается градостроительной земельной комиссией без обсуждения с независимыми экспертами, общественными организациями и без обсуждения с местными жителями. Как правило, решения спускаются в готовом виде, и потом уже можно, мобилизовав все силы, добиться, может быть, каких-то незначительных корректив».

«Велес-Капитал» приобрел здание Скоропечатни в прошлом году. Сумма сделки не раскрывалась, аналитики оценили ее примерно в 2 млрд руб. Прежний владелец — группа AEON Corporation миллиардера Романа Троценко — также собиралась реконструировать комплекс, но из-за отсутствия подобного опыта, как писали «Ведомости», решила продать актив.

Вся лента