Бесполетник

«Витязь-Аэро» первым столкнулся с санкциями Росавиации

Росавиация пригрозила превентивно отозвать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые игроки рынка воспринимают как признак попытки поглощения компании крупным игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» отрицают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, мог бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим компаниям необходим.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Росавиация 4 октября предупредила руководителей авиакомпаний о возможном «ограничении коммерческой деятельности эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов». В частности, «Камчатскому авиационному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли катастрофы с человеческими жертвами, указали на необходимость улучшить меры по обеспечению безопасности полетов.

С августа Росавиация проводит проверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям федеральных авиационных правил». Но полеты полностью приостановлены только у «Витязь-Аэро». По словам источника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил нарушения в полном объеме. В ведомстве от комментариев отказались.

Как Росавиация возвращает сертификаты эксплуатанта

За последние десять лет Росавиация возобновляла сертификаты эксплуатанта, приостановленные после авиапроисшествий, только дважды: в 2013 году — для Red Wings, через полгода после авиакатастрофы во Внуково, и в 2019 году — для «Якутии», потерявшей право выполнять международные рейсы (в Китай) из-за выкатывания самолета за пределы полосы. Как подчеркивает источник “Ъ” в Росавиации, приостановка сертификата «не может быть беспричинной и не всегда означает окончательную остановку полетов», объясняя статистику тем, что в большинстве других случаев речь шла о тяжелом финансовом положении перевозчиков.

Айгуль Абдуллина

Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что компания подала в Росавиацию отчет об устранении выявленных нарушений в полном объеме 1 сентября.

«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех сотрудников отправили в отпуск,— возмущается он.— То есть у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у "Витязей" нет? Или есть интересант, который хочет забрать рынок перевозок на Дальнем Востоке?»

Возможных интересантов он назвать затруднился.

Таких игроков может быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается дорогостоящим и ликвидным активом, отмечает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не отличаются такой прибыльной коммерческой составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и вахтовом обслуживании. Приостановка его сертификата вызывает удивление, говорит эксперт: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение стоимости перевозчика может оказаться выгодным для многих интересантов, которые хотели бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.

Ряд собеседников “Ъ” в отрасли называет в качестве возможного покупателя «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти предположения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет задачи отдать все "Авроре": у нее свои цели, она выполняет коммерческие магистральные рейсы, обеспечивая социальную составляющую перевозок, а "Витязь-Аэро" концентрируется на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как таковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.

«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” возможный интерес крупных перевозчиков к вертолетному бизнесу гендиректор авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малой авиации в регионе.

Он отметил, что в 2020 году две его компании получили около 1 млрд руб. субсидий — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не пытается захватить. «В "СиЛА" при обороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса похожая ситуация. Никому не интересна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистая прибыль превысила 420 млн руб. при выручке в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти показатели составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристических рейсов и около половины вахтовых перевозок.

Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в убийстве депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в регионе рыбопромышленный и туристический бизнес. «Если взять компанию и не договориться с турбизнесом или не условиться с доставкой рыбаков — предприятие не срастется,— полагает исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес пришлось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере гостеприимства на Камчатке вырос на фоне пандемии и сокращения международных турпрограмм: «планы по развитию турбизнеса были у "Реновы" Виктора Вексельберга, которая строит там аэропорт Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (учредитель — структуры девелопера Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока имеет один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба игрока «в целом самодостаточны, и "Витязь-Аэро" не служит для них ни барьером, ни входным билетом для развития бизнеса».

Айгуль Абдуллина

Вся лента