Проще некуда

Как европротокол помогает бороться с пробками и облегчает жизнь водителям

Значительная часть ДТП без пострадавших сегодня оформляется европротоколом без вызова сотрудников Госавтоинспекции. Ежегодно этот способ становится все популярнее, особенно с развитием различных приложений и цифровых платформ. Европротокол, с одной стороны, позволяет быстро оформить все бумаги для направления в страховую компанию, с другой стороны – сокращает заторы и освобождает полицейских от отвлечения на бумажную работу. О том, как пользоваться европротоколом и каковы перспективы его развития, – в нашем обзоре.

Что такое Европротокол

Упрощенная процедура оформления ДТП без сотрудника Госавтоинспекции существует с 2009 года и подробно описана в законодательстве. Первые годы европротокол (ЕП) не пользовался популярностью из-за недоверия со стороны автомобилистов – для оформления аварии нужно было заполнить много разных бумаг, договариваться на месте, кто виноват, и т. д. Неопытные водители допускали множество ошибок, это приводило к тому, что страховые компании отказывали в выплате для компенсации ущерба. Многие автовладельцы оставались ни с чем и жалели, что не вызвали на место инспектора. Работало сарафанное радио, пользоваться европротоколом боялись.

За 12 лет ситуация кардинально изменилась. В законодательство внесено большое количество изменений, упрощающих пользование ЕП. Получили развитие различные цифровые платформы, помогающие водителям пользоваться удобной процедурой. Без участия Госавтоинспекции ежегодно оформляется более 700 тыс. происшествий. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за восемь месяцев 2021 года гражданами было подано почти 600 тыс. заявлений по урегулированию убытков по европротоколу, 586 тыс. из них удовлетворено (то есть фактически выплачены деньги или автомобиль отремонтирован). За тот же период с начала года с участием сотрудников Госавтоинспекции было оформлено более 1,12 млн ДТП с материальным ущербом. Иными словами, если выполнено все, что требует закон об ОСАГО по европротоколу, то сейчас нет никаких оснований остаться без выплат, процедурно все давно урегулировано и работает.

Как оформить аварию

Действующая процедура достаточно гибкая и предусматривает множество различных вариантов, все они описаны в разделе 2 Правил дорожного движения и в статье 11 закона об ОСАГО. Общее правило такое: для европротокола в ДТП могут участвовать только две машины, не должно быть пострадавших или погибших (а также повреждений другому имуществу – оградам, бордюру и т. д.), ответственность каждого из владельцев столкнувшихся автомобилей должна быть застрахована по ОСАГО или по «Зеленой карте» (международный полис автогражданской ответственности).

Существует три сценария оформления ДТП европротоколом, в том числе с использованием мобильных приложений «Помощник.ОСАГО» и «ДТП.Европротокол».

  1. Оформление извещения о ДТП (бумажное или электронное – через приложение «Помощник. ОСАГО), плюс фотографирование места ДТП (через приложения «Помощник. ОСАГО или «ДТП. Европротокол») при согласии обоих водителей с обстоятельствами аварии (исходя из которых можно сделать вывод, кто был виноват). В этом случае возможен так называемый безлимитный, то есть максимально допустимый по закону об ОСАГО, размер компенсации ущерба – 400 тыс. руб.
  2. Оформление извещения о ДТП (бумажное или электронное) без фотографирования места ДТП при согласии обоих водителей с обстоятельствами аварии. В этом случае предельный лимит выплаты со стороны страховой компании составляет 100 тыс. руб.
  3. Оформление извещения о ДТП (бумажное или электронное), плюс фотографирование места ДТП при несогласии обоих водителей с обстоятельствами аварии. В этом случае предельный лимит выплаты со стороны страховой компании составляет 100 тыс. руб.

Первый вариант является самым распространённым, быстрым и выгодным с точки зрения лимитов выплат. Для этого приложение «Помощник.ОСАГО» (не путать с «ДТП.Европротокол» – это другой «софт» с другим функционалом) должно быть установлено на телефоне у одного из водителей, при этом у обоих должны быть подтвержденные аккаунты на портале госуслуг (на нем зарегистрировано сегодня более 100 млн человек, это большая часть населения России). Сведения об участниках аварии поступят автоматически из информационных систем, с которыми «общается» портал.

Сначала проверяются данные участников аварии, включая действующие полисы. Затем через приложение указывается дата, координаты и адрес аварии. Также возможно ввести показания свидетеля ДТП. Затем нужно описать повреждения – приложение позволяет отметить пострадавшие части автомобиля. Следующий шаг предполагает выбор – продолжить оформление аварии с фото или без снимка. Здесь надо отметить, что практически все современные смартфоны оборудованы камерой, поэтому для удобства лучше выбирать (и как правило, выбирают) первый вариант. Нужно сфотографировать повреждения автомобилей и место ДТП по указанной в приложении инструкции (чтобы эксперты страховой компании могли потом воссоздать обстоятельства происшествия). Также необходимо зафиксировать регистрационный знак машины и взаимное расположение транспортных средств, сделать четкие фотографии тех поврежденных частей автомобиля, которые были отмечены. На форме извещения надо указать место первоначального удара каждого из автомобилей и выбрать обстоятельства ДТП из списка («двигался прямо», «заезжал на стоянку», «обгонял», «поворачивал налево» и т. п.).

После заполнения всех данных система сами сформирует черновик извещения о ДТП, который должен подтвердить второй водитель. На этом этапе нужно составить схему аварии на бумаге и сфотографировать через приложение. В конце процедуры второй участник аварии должен будет подтвердить правильность заполнения извещения. Камерой своего телефона он считывает QR-код с экрана смартфона первого водителя (того, кто составлял извещение) и переходит по ссылке. Если все составлено корректно, то извещение оформляется, фотографии отправляют в информационную систему РСА, можно разъезжаться.

Чуть более сложная схема – при наличии разногласий по поводу обстоятельств ДТП у водителей (иными словами, когда нельзя сделать вывод, кто является виновником ДТП, а кто – пострадавшим). В этом случае максимальный лимит ущерба, который может быть покрыт страховой компанией при урегулировании убытков, – 100 тыс. руб. Здесь фотографирование места ДТП и автомобилей является обязательным условием – это можно сделать как с помощью приложения «Помощник.ОСАГО», так и с помощью приложения «ДТП. Европротокол», основной функционал которого сводится именно к съемке места аварии (электронное извещение с его помощью не заполняется, важно не забыть оформить извещение на бумажном бланке).

Нюансы процедуры

Фото: Евгений Павленко/«Коммерсантъ»

Начнем с того, что водители должны после фотофиксации обстоятельств аварии освободить дорогу в случае мелкой аварии без пострадавших – эта обязанность закреплена в пункте 2.6.1 ПДД. Волноваться не стоит: в завершение процедуры оформления ДТП через приложение «Помощник.ОСАГО» система пришлет цифровой код – это зарегистрированный номер ДТП, он высветится на экране, все внесенные данные будут сохранены в системе и доступны как для пользователя на портале, так и для страховщика. В течение следующих пяти дней владельцу пострадавшей машины надо будет пойти в страховую компанию и написать заявление о возмещении выплаты, указав в нем или VIN машины, или номер электронного извещения.

Важно отметить, что остается в силе и продолжает работать «классический» вариант европротокола через заполнение бумажных извещений о ДТП, бланки которых прилагаются к полисам ОСАГО, без фотофиксации аварии. При бумажном оформлении с указанием на отсутствие разногласий и если нет фото, сделанных с помощью одного из приложений, максимальный лимит выплаты составит 100 тыс. руб. Кстати, в юридическом смысле бумажное и электронное извещения имеют одинаковую силу, разницы нет.

Если же условий для европротокола вообще нет (например, есть пострадавшие или участвовало три машины), то водители обязаны вызвать сотрудника полиции для оформления аварии. Порядок действий в этом случае прописан в главе 2 Правил дорожного движения.

Что делается для развития европротокола

Российская Госавтоинспекция поддерживает развитие европротокола, говорит заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. Упрощенное оформление позволяет разгрузить автоинспекторов, не отвлекать их на лишнюю бумажную работу, перенаправляя их усилия на другие, более важные, задачи в области обеспечения безопасности дорожного движения. Сотрудники, отвечающие на звонки граждан по номеру 112, подробно разъясняют автомобилистам, как оформить мелкую аварию по европротоколу, как не допустить ошибок и соблюсти все необходимые условия.

Для популяризации процедуры используются самые различные способы. В регистрационно-экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, к примеру, размещаются информационные плакаты с подробным разъяснением процедуры. В регионах автоинспекторы проводят обучающие занятия в автошколах, представляя будущим водителям алгоритм оформления ДТП.

Власти крупных городов, крайне заинтересованные в снижении уровня заторов, всячески популяризируют и развивают упрощенное оформление ДТП. В Москве, к примеру, оформлять мелкие ДТП помогает служба «Дорожного патруля» (действует при Центре организации дорожного движения) – с января по август 2021 года инспекторы в зеленой форме (выполняют функцию помощников на дороге, полномочиями инспекторов ГИБДД не обладают) помогли автомобилистам оформить более 7,4 тыс. аварий по европротоколу. В Московской области с 2018 года работают так называемые центры помощи при ДТП (всего их 11 в Красногорске, Истре, Одинцово и других городах, до конца года будет еще три), разъясняющие гражданам нюансы оформления аварий. Ежедневно колл-центры обрабатывают более 100 тыс. звонков граждан, попавших в непростую ситуацию. С начала года на горячую линию поступило и обработано более 38 тыс. обращений, из которых 57% ДТП было оформлено в центрах, 43% сообщений о ДТП было передано в дежурную часть полиции. В министерстве транспорта Московской области говорят, что благодаря работе центров среднее время нахождения автомобилей, попавших в аварию, на дороге снизилось с трех часов до 40 минут. В 2019 году 85% аварий в области оформлялось сотрудниками ГИБДД и 15% самостоятельно. В 2020 году 61% таких аварий было оформлено центрами помощи при ДТП.

Подчеркнем, что европротокол – это не обязанность автомобилистов, а право. Если водитель настаивает на вызове инспектора, это ему по каким-то причинам необходимо, то сотрудник Госавтоинспекции обязательно приедет.

Каково будущее европротокола?

Развитие данного сервиса будет идти по пути цифровизации. Скорее всего, рассказали в РСА, до конца 2021 года будет расширен функционал «Помощника.ОСАГО» – появится программный конструктор аварии (больше не нужно будет рисовать схему на бумаге). Данные, которые будут вводить водители в систему, впоследствии можно будет анализировать для улучшения организации дорожного движения. Конструктор, скорее всего, будет выполнен в виде программного модуля, который сможет встраиваться в различные приложения, в том числе приложения страховых компаний. Возможность нарисовать и сфотографировать бумажную схему ДТП остается.

Активно развивается еще одно приложение под названием «Госуслуги.Авто» (разработчик – Минцифра) – совсем недавно появилась возможность скачать его в плеймаркетах. Помимо возможности предъявлять инспекторам QR-код в качестве электронной версии свидетельства о регистрации транспортного средства планируется до конца 2021 года запустить также функцию электронного оформления извещения о ДТП сразу с двух мобильных телефонов.

В перспективе сразу в нескольких приложениях появится функция электронного заявления на выплату. На практике это будет означать, что после аварии не надо будет ехать в офис страховой компании и заполнять бумаги. Сейчас идет разработка необходимого «софта» и поправок в законодательство для запуска новой функции.

Субъект федерации Доля оформленных европротоколом ДТП в рамках прямого возмещения убытков
Самарская область 70,8%
Новосибирская область 69,2%
Ростовская область 67,1%
Челябинская область 61,3%
Республика Башкортостан 57,1%

Данные Российского союза автостраховщиков.


ДТП, оформляемые без пострадавших, называются неучетными: в официальную статистику Госавтоинспекции и Росстата они не попадают. Публикации, в том числе на портале stat.gibdd.ru, подлежат только учетные дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими и погибшими. Оба показателя существенно различаются. Если в 2020 году количество ДТП без пострадавших составило свыше 1,5 млн, в том числе оформленных по европротоколу – 720 тыс., то число учетных ДТП составило 136 тыс.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Предоставлено: ЦСН БДД МВД России

Вся лента