Квесты предпочитают будни

Что происходит со столичным рынком развлечений

Стоимость квестов в Москве выросла за год на четверть. Но их организаторы все равно фиксируют убытки. Квесты и так называемые барные квизы столкнулись с оттоком клиентов в летние месяцы. При этом ранее их выручка восстановилась почти на 80% от допандемической. С начала 2021 года организаторы квестов провели 0,5 млн игр. В Москве средняя цена участия составила около 4 тыс. руб. Как изменился в столице рынок интеллектуальных развлечений? Об этом — Александр Мезенцев.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

На минувшее лето организаторы квестов возлагали большие надежды, ведь уезжать в отпуск их потенциальным клиентам было особо некуда. Но вышло наоборот. Летнюю жару москвичи пережидали на природе, а с открытием Турции и Египта комнаты-лабиринты опустели совсем. В 2020 году заработать в летний сезон — традиционно низкий — помогали туристы из регионов.

Но в этот раз их приехало непривычно мало, рассказывает организатор QuestReality Александр Саликов: «Летом туристов не было вообще. При этом загрузка в будние дни увеличилась. В середине недели квест на команду до четырех человек обойдется в 2,5-3 тыс. руб. На выходных он будет стоить уже 4,5-5 тыс. руб. Многие работают на удаленке и им неважен день недели».

Прогнозировать успехи тоже стало труднее. Опасаясь коронавируса и новых запретов, клиенты бронируют квесты буквально за несколько часов до их начала — и это полбеды. Стабильно по 5-10 раз в неделю случаются отмены, потому что кто-то из команды получил положительный тест на COVID-19, продолжает Александр Саликов: «Когда кто-то один заболел, отказывается от игры вся команда. Раньше отмены в среднем были два-три раза за неделю, сейчас — 5-10. Мы ни одну локацию не закрыли. Некоторые переезжают. Но так просто не переедешь — огромное количество декораций, электроники — очень дорогостоящая история. И арендодатели тоже прекрасно все понимают, ведь у них есть точка для давления, если можно так сказать. Одну локацию мы решили сменить как раз из-за отсутствия контакта с арендодателем».

Упущенную прибыль добирают за счет новых форматов. Организаторы квестов уже запускали игры в онлайне и осваивали формат иммерсивного онлайн-театра. Кроме того, на рынке появились игровые наборы с фигурками, картами и инструкцией для проведения квестов дома.

Большим подспорьем это стало в период COVID-ограничений. Почему классические квесты стали приносить на треть меньше выручки, объясняет владелец сети «Клаустрофобия» Владимир Жиганов: «Доля запросов на традиционный квест сейчас составляет 65-70%. Но это и наш выбор с точки зрения стратегии.

Больше появляется развлечений с актерами, в том числе поход в бар, участие в иммерсивных сценках. Плюс, ранее не было массовых онлайн-развлечений. Самое большое мы проводили на 1 тыс. человек, и это люди, которые активно участвовали в игре. Мы поиграли с ценами — понижали, повышали, пускали бесплатно. В 2021 году стоимость услуг пришлось увеличить. Раньше купить квест можно было за 3,7 тыс. руб., а сейчас — это 4,2 тыс. руб.

На спросе повышение тарифа не отражается совершенно, потому что продукт и раньше был немножко недооценен».

На осенний сезон рассчитывают и организаторы квизов — командных игр, где в короткий срок надо ответить на максимальное число вопросов. Состязания проводят в барах и ресторанах — те предоставляют площадку и доплачивают за новых клиентов, объясняет основатель клуба «60 секунд» Леонид Эдлин: «Когда открываешь проект, то договариваешься с рестораном. С ресторанами, кстати, стало сложнее. Из четырех постоянных площадок остались две. Нашли новые, одна из них уже закрылась. Партнеры даже умудрились нам при этом не заплатить. В целом остаемся примерно на том же уровне, что был после выхода из карантина».

Судя по данным аналитиков, рынок интеллектуальных развлечений в Москве постепенно растет. Еще весной доля закрытых квест-комнат в Москве составляла 13%, а многие площадки продавали на Avito за несколько сотен тысяч рублей. К началу осени, подсчитали в «Гильдии квестов», взамен ушедших игроков появились новые. В итоге число таких компаний в столице оказалось всего на 3% меньше чем до пандемии.

Елизавета Скобцова

Вся лента