ОАК озабортилась авиапарком

Структура корпорации хочет продать старые Ту-204

Как выяснил “Ъ”, структура ОАК «Ильюшин Финанс» выставила на продажу семь подержанных Ту-204/214. Самолеты последние годы простаивали и не находятся в летной годности, восстановление займет два-три года. Продавец установил цену минимум в 1,5 млрд руб. за каждый самолет, рассчитывая получить гораздо больше. Но лизингодатели отмечают, что по такой стоимости на рынке можно приобрести более молодые и готовые к полетам Airbus и Boeing. Эксперты сомневаются, что на самолеты будут претенденты, однако “Ъ” нашел потенциальных покупателей.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК, входит в «Ростех» через ОАК) выставила на продажу три собственных Ту-214, два Ту-204–100 и два Ту-204–300. Возраст самолетов — от 12 до 16 лет. Все они разукомплектованы и находятся не в летной годности.

Ориентировочная цена каждого после восстановления, как следует из письма ИФК (есть в распоряжении “Ъ”),— 1,5 млрд руб.

В ИФК подтвердили планы продажи самолетов и уточнили, что «цена скорее будет выше и будет зависеть от технического состояния самолета и требований заказчика по его модернизации». Ориентировочный срок восстановления с начала авансирования — два-три года. Ремонт будет проходить на авиазаводах ОАК в Ульяновске и Казани.

Прежде самолеты использовались Red Wings (входит в ОАК через ИФК), «Владивосток-авиа» (признана банкротом в 2014 году) и «Трансаэро» (признана банкротом в 2017 году). Проектный ресурс судов рассчитан на 45 тыс. летных часов, но, судя по характеристикам, с которыми ознакомился “Ъ”, они налетали не более 20–25 тыс.

«Ресурс самолетов позволяет продолжать их эксплуатацию,— заверили “Ъ” в ИФК.— Но требуется провести ряд доработок и проверок. По отдельным узлам потребуется ремонт или другие восстановительные процедуры».

В компании уточнили, что готовы рассмотреть конвертацию самолетов как в грузовые версии, так и для корпоративных перевозок. «Мы общаемся с широким кругом потенциальных покупателей: это и госкомпании, и частный бизнес»,— утверждает директор ИФК Сергей Туркин.

У Ту-204/214 нет перспектив для современного рынка, и найти покупателя за такие деньги будет сложно, полагает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, топливная эффективность этих судов ниже, чем у Airbus и Boeing, есть и другие сложности: «Самолет производился небольшой серией, проблемы с его постпродажным обслуживанием и запчастями приводили к длительным простоям. На него сложно найти летчиков. Кроме серии СМ, экипаж требует трех человек, включая бортинженера, и это довольно редкая позиция». При этом рынок переполнен самолетами по комфортным ценам, а «ковидный спрос» на грузоперевозки будет спадать в среднесрочной перспективе, добавляет эксперт.

Аналогами Ту-204/214 могут считаться Airbus A321, Boeing 757–200, Boeing 737–900ER, отмечает гендиректор ГК «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер. По его данным, в рамках бюджета $15–20 млн можно купить узкофюзеляжные Boeing 737–800, A320, A321, Boeing 757–200 как в пассажирской, так и в грузовой конфигурации. «Если говорить про пассажирские самолеты, то цена A320–200 и Boeing 737–800 в возрасте 10–12 лет в состоянии 50% остатка ресурса будет примерно соответствовать нижней границе диапазона. Самолеты в грузовой конфигурации в возрасте около 20 лет будут стоить ближе к $20 млн за единицу»,— уточняет господин Ивантер.

В Red Wings приостановили эксплуатацию четырех Ту-204 в конце 2018 года и, как сообщили “Ъ” в компании, возобновлять ее не планируют, так как собираются летать на новых российских самолетах SSJ 100 и МС-21.

Зато «Почта России» в 2016 году приобрела у ИФК два самолета Ту-204С за 3 млрд руб. для перевозок грузов. В компании рассказали “Ъ”, что рассматривают различные предложения, в том числе и ИФК по Ту-204, но решение о покупке пока не принято. «Мы не отказываемся от планов создания собственного перевозчика, но условия — покупка, финансовый или операционный лизинг, а также типы воздушных судов и организационная модель — в проработке»,— сообщил “Ъ” заместитель гендиректора компании по логистике Сергей Сергушев.

В парке единственного в РФ эксплуатанта грузовых версий Ту-204 — «Авиастар-ТУ» — четыре таких самолета, два из которых используются в интересах «Почты России». В компании подтвердили, что ведут переговоры с ИФК. При этом за сопоставимые деньги ($20 млн) можно приобрести подержанный Boeing 757, отмечает гендиректор грузоперевозчика Дмитрий Коваленко. «Но у нас большой пул запчастей, обученные летчики и технический персонал»,— добавляет он, поэтому эксплуатация Ту будет эффективнее по стоимости.

Айгуль Абдуллина

Кто еще летает на самолетах «Ту»

Согласно реестру Росавиации, самолеты семейства «Ту» эксплуатирует авиакомпания «Алроса», у которой осталось два Ту-154М. Семь различных типов Ту-214 числятся за специальным летным отрядом «Россия» управделами президента РФ. Три «Ту» — у производственного объединения «Космос» (относится к «Роскосмосу»). По данным Flightradar, разные типы «Ту» эксплуатируют три международных перевозчика: SkyKG Airlines (Киргизия), Cubana de Aviacion (Куба) и Air Koryo (КНДР).

В апреле 2019 года сообщалось о планах властей КНДР приобрести в РФ два самолета для международных рейсов. В январе 2020 года в блоге Parkhis появились фотографии двух Ту-204 из аэропорта Минвод, выкрашенных в ливрею Air Koryo, якобы предназначенных для отправки в Северную Корею. Позже портал ATO.ru сообщил, что самолеты приобрела киргизская SkyKG Airlines. Возможной причиной срыва поставок в КНДР собеседники “Ъ” называют санкционные опасения ОАК. В корпорации не стали это комментировать.

«Есть масса способов продать самолет, избежав санкций,— например, через его перепродажу третьим лицам»,— полагает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Однако предположения о возможной поставке Ту-204/214 в КНДР пока, по его мнению, остаются «чистой фантазией».

Айгуль Абдуллина

Вся лента