Европейская инфляция вышла из стагнации

Мониторинг мировой экономики

Годовая инфляция в зоне евро в августе достигла 3% против 2,2% в июле, это максимум с 2011 года, следует из предварительной оценки Евростата. Среди основных причин такого всплеска — резкий рост стоимости энергоносителей (на 15,4% против 14,3% в июле). Для сравнения: неэнергетические промышленные товары подорожали на 2,7% против 0,7% в июле, продовольствие — на 2% (против 1,6%), услуги — на 1,1% против 0,9%. Месячный прирост показателя в августе составил 0,4%. Без учета цен на энергоносители, а также на продовольствие инфляция выросла менее значительно — на 1,6%, однако месяцем ранее этот показатель составлял всего 0,7%.

Динамика по странам зоны евро также оказалась различной, наиболее сильный рост цен был зафиксирован в Бельгии, Эстонии и Литве (4,7%, 5% и 4,9% соответственно). В Германии инфляция ускорилась с 3,1% в июле до 3,4% в августе, во Франции — с 1,5% до 2,4%, в Италии — с 1% до 2,6%. При этом одни из самых низких показателей оказались у Греции (1,2% против 0,7%) и Португалии (1,3% против 1,1%). «Всплеск инфляции вызван в том числе ростом цен на газ, а также другими временными факторами, однако к концу года их влияние на цены на товары может стать более выраженным»,— ожидают в ING Bank.

Разогреву инфляции способствует и восстановление экономики: ВВП зоны евро во втором квартале этого года вырос на 2% квартал к кварталу, или на 13% в годовом выражении (в первом квартале показатель сократился на 0,3%). В прошлом году именно на второй квартал пришелся максимальный спад экономической активности из-за действия коронавирусных ограничений, тогда квартал к кварталу ВВП зоны евро сократился на 12,1%, а год к году — на 15%.

Впрочем, в ЕЦБ заранее скорректировали официальный ориентир по инфляции, дав таким образом сигнал рынку о сохранении мягкой политики даже в случае превышения показателя. Еще в июле банк отказался от ориентира, «близкого, но не достигающего 2%», заменив его на 2%. Более того, по итогам последнего заседания банк объявил, что намерен держать ставки на нынешнем или более низком уровне до устойчивого достижения инфляцией показателя в 2%, то есть до момента, когда она стабилизируется на этой отметке в среднесрочной перспективе (а судя по собственному прогнозу регулятора, этого не произойдет как минимум до конца 2023 года).

Татьяна Едовина

Вся лента