«Частное образование в Воронеже пока в зачаточном состоянии»

Директор АНОО «Частная школа Вектор» Ирина Санникова о том, как изменить рынок негосударственного образования в регионе и избавиться от стереотипов

1 сентября в Воронеже начинает работу АНОО «Частная школа Вектор», особенностью которой станет внедрение новых технологий и акцент на индивидуальном обучении. В первом учебном году она примет до 50 учеников, в каждом классе их будет по 12. При этом набор продолжится и в начале осени. Со школьниками будут работать 25 учителей, а у каждого класса будет педагог-наставник. Директор АНОО «Частная школа Вектор» Ирина Санникова ставит перед собой задачу попробовать лучшие практики негосударственного образования в регионе и говорит о желании делиться опытом и совместно работать с муниципальными школами. По ожиданиям госпожи Санниковой, это может решить проблему разобщения в педагогическом сообществе, а в конечном итоге — поднять качество образования во всех воронежских школах

Жанровое фото

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Вопрос доверия

Опросы фиксируют недоверие родителей государственным образовательным учреждениям. К примеру, такие данные приводятся в недавнем исследовании онлайн-школы Skysmart (входит в систему онлайн-школы английского языка Skyeng). Каждый второй родитель из числа респондентов из разных регионов (52%) считает средним уровень школьного российского образования, 34% называют его плохим и лишь 10% — хорошим. Также лишь половина родителей считают, что здание их образовательного учреждения находится в хорошем состоянии.

65% респондентов заявляют об отсутствии в школе индивидуального подхода в обучении, 46% родителей называют учебную нагрузку неадекватной (26% считают ее подходящей). Также 40% родителей пожаловались на питание в школе, а 49% — на охрану учебного заведения. 62% родителей не согласны с тезисом о том, что школа «прививает любовь к процессу обучения». 36% родителей считают, что меньше половины школьных предметов преподаются хорошо и качественно, а каждый четвертый — что половина.

Гендиректор проекта Forbes Education Юлия Черепанова отмечает, что частные школы делают ставку на личностный подход и индивидуализацию образования: «Все-таки государственные учебные заведения более-менее традиционные, они все равно ориентированы на академический результат, на то, чтобы ребенок получал высокие баллы за ЕГЭ. Частные школы в этом смысле более персонализированы, они заботятся о развитии личности ребенка. Есть небольшие учреждения с очень даже неплохим качеством образования. Там учителя уделяют очень много внимания ребенку, есть тьюторы, которые его поддерживают, классы маленькие — начиная с восьми человек. Каждая семья может найти что-то, что соответствует их ценностям, видению мира, что-то нестандартное».

Когда ребенок занимается тем, что ему неинтересно, тем, что ему навязывают, мотивации достичь невозможно»

Проблема государственных школ не в том, что они выбирают неправильный подход к работе, а в том, что им не хватает финансирования и кадровых ресурсов для того, чтобы реализовать его на 100%, считает Ирина Санникова, директор АНОО «Частная школа Вектор». Госпожа Санникова выделяет несколько основных проблем, которые стали особенно актуальны для сегодняшнего положения школьного образования.

  • Недостаточное финансирование. Государственные расходы на образование детей в России составляют около 3,4-3,6% ВВП с тенденцией на снижение. По подсчетам Всемирного Банка, Россия по величине этого показателя занимает 120-е место из 197 стран. Одновременно неравенство проявляется в распределении финансирования между регионами и столицей. Несмотря на то что в Воронежской области бюджеты на школы выше, чем в среднем по России, но до возможностей Москвы регион недосягаемо далек.
  • Избыточная нагрузка на учителей. Она ведет к быстрому профессиональному выгоранию даже у вчерашних выпускников педагогических вузов, поэтому на рынке труда сложно найти кадры, готовые работать вне рамок устоявшегося бюрократического подхода, полагает Ирина Санникова: «На данный момент профессия учителя потеряла свою престижность и актуальность. Учитель в профессиональном плане вырождается. Подбор кадров в наш проект показал, что появившуюся из-за недостаточного финансирования проблему сейчас решить только деньгами уже невозможно. Даже высокие зарплаты и хорошие условия труда не гарантируют того, что педагог будет работать на благо ребенка. Распространена косная позиция «урокодателя» — пришел, открыл учебник, прочитал, задал шаблонные вопросы. Для того чтобы хорошо провести урок с разноуровневыми заданиями, нужна серьезная подготовка».
  • Слишком большие классы. Среднее число детей в классах обычных школ — 36-40 человек. Реализовать о персонализированный подход к ребенку в таких условиях невозможно, считает госпожа Санникова. «Нельзя за 40 минут урока пообщаться с каждым, дать ему выступить. Учитель не может понять, интересен ли предмет ученику, к чему у него есть влечение, как он хочет дальше развиваться. Это ведет к снижению мотивации детей, поскольку невозможна постоянная обратная связь,— говорит эксперт.— Возникает ситуация, что ученик готовится к занятиям, а учитель даже не спрашивает, кто вообще их делал. Тогда ребенок задается вопросом: а зачем все это нужно». В связи с этим АНОО «Частная школа Вектор» планирует классы не больше чем на 16 человек.
  • Формализация обучения и «конвейерный» подход к нему. Как отмечает Ирина Санникова, практика показывает, что заточенные в последнее десятилетие только на подготовку к ЕГЭ российские школьники справляются с однотипными задачами с шаблонным решением, но сталкиваются с серьезными проблемами при решении нестандартных, творческих задач. В перспективе это может осложнить перспективы выпускников на рынке труда, считает эксперт.
  • Манипуляции интересами детей. Создатели АНОО «Частная школа Вектор» говорят, что не планируют специально отбирать детей по знаниям. «Сегодня знаний нет, завтра, благодаря нашему подходу и нашей методике, они появятся. Мы в первую очередь транслируем ребенку, что учеба — это его личная зона ответственности, что учеба — это его выбор,— говорит госпожа Санникова.— А если дома его заставляют, например, выбирать не математику, а химию, потому что так больше нравится родителям, тогда никакого результата не будет. Когда ребенок занимается тем, что ему неинтересно, тем, что ему навязывают, мотивации тоже достичь невозможно». Из этого вытекает еще одна проблема — отсутствие у детей мотивации учиться и получать новые знания, эта черта может ложиться в основу их характера и при взрослении.

Санникова Ирина Ринатовна

Родилась в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровский край. В 2005 году окончила Государственный педагогический университет в Комсомольске-на-Амуре по специальности «учитель русского языка и литературы, английского языка». В 2013-м окончила Томский национальный исследовательский политехнический университет по кафедре инженерной педагогики по специальности «тестолог» — специалист в области педагогических измерений. В 2015-м окончила аспирантуру Амурского государственного педагогического университета по специализации «русская литература». Имеет дополнительное образование по направлению «Основы исследовательской деятельности современного педагога».

С 2009 года работала в сельской школе поселка Хурба Хабаровского края учителем-предметником, возглавляла там научно-исследовательское общество учащихся «Мысль». С 2013 года была специалистом краевого государственного казенного учреждения «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края». В 2014 году переехала в Воронеже, после этого занимала должности заместителя руководителя и руководителя филиала в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. В 2021 году возглавила проект АНОО «Частная школа Вектор». Мать троих детей (9 класс, 8 класс, дошкольник).

Стандартная комплектация

Как также отмечает Ирина Санникова, для обеспечения качественного школьного образования нет необходимости уходить в экспериментальные форматы. Достаточно качественной работы с полной отдачей по существующим государственным стандартам.

— Российские федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), по которым работают школы, уникальны и действительно прекрасны. В них прописано и предусмотрено абсолютно все. Там идет речь и о критическом мышлении, и о разноуровневом обучении, и о персонализированном подходе, и о развитии коммуникативных навыков. Но нужно поставить перед собой цель реализовать это в полном объеме. В массовой школе в силу многих обстоятельств, в первую очередь недостаточного финансирования и избыточной загрузки педагогов, все это не реализуется.

Концепция АНОО «Частная школа Вектор» — это не какая-то там авторская экспериментальная школа. Мы просто ставим перед собой цель реализовать наши федеральные стандарты на 100%. Если говорить о подходе — мы обычная общеобразовательная школа, которая использует современные и хорошие старые, но забытые методы и подходы к реализации ФГОС. В этом контексте задача частных школ — поднять планку в образовании. Показать, как можно работать, добиваться определенных результатов, помогать детям быть мотивированными и счастливыми, самостоятельными и незапуганными.

В поисках поддержки

Вместе с тем, как отмечает Ирина Санникова, для качественного развития рынка частного образования в Воронеже негосударственным школам тоже требуется государственная поддержка.

— Мы много слышим о поддержке и развитии малого бизнеса. Частная школа, если исходить из количественных и финансовых показателей,— это субъект малого и среднего предпринимательства. Но существующие форматы господдержки для сегмента МСП больше подходят для таких рынков, как торговля или услуги бытового характера, общественное питание.

Сфера образования при этом остается достаточно закрытой. Для нашей отрасли было бы актуально распространение на создание бизнеса в сфере образования подхода “одного окна”. Чтобы я могла прийти и сказать, что хочу открыть школу, а мне в одном месте помогли с консультацией и подготовкой документов. Сейчас приходится работать с разными инстанциями, это требует существенно больше временных ресурсов. Но стоит отметить, что, когда в процессе становления АНОО «Частная школа Вектор» я сама обращалась в областные департаменты образования и здравоохранения, Роспотребнадзор, отказов в консультации не было нигде.

Для нашей отрасли было бы актуально распространение на создание бизнеса в сфере образования подхода “одного окна”»

Стоит отметить, что в России уже есть развитая практика бюджетного финансирования развития негосударственного образования, но только в Москве. Только за 2019–2020 учебный год, последний перед пандемией коронавируса, частные школы и детские сады столицы получили из городского бюджета дополнительные субсидии в сумме на 3 млрд руб. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, такая мера должна была подстегнуть развитие отрасли.

Субсидии предоставлялись с серьезным ростом: с 1 сентября 2019 года негосударственные школы столицы стали получать по 125–160 тыс. руб. в год на каждого воспитанника (ранее — 63 тыс. руб.), а частные детсады — по 166–176 тыс. руб. На тот момент в Москве насчитывалось 190 частных образовательных организаций, которые посещали 27,6 тыс. учеников и 6,5 тыс. дошкольников, то есть 2,8% от общего числа обучающихся в системе столичного образования.

Хорошее образование требует очень хорошего финансирования. У нас не бизнес-проект, это скорее меценатство»

По словам Ирины Санниковой, АНОО «Частная школа Вектор» в Воронеже не будет получать никакого дополнительного государственного финансирования, при этом планов по скорой окупаемости инвестиций тоже нет.

— Организационно-правовая форма школы — автономная некоммерческая образовательная организация. Даже если она будет выходить в плюс, то не может извлекать коммерческую прибыль для своих бенефициаров. Всю прибыль она может вкладывать только на уставные цели — реализацию образовательных процессов. То есть только в себя, в свою работу и развитие.

Если говорить о материально-техническом оснащении школы, то это организовано на средства инвесторов. Для родителей ничего не будет выходить за рамки ежемесячной платы в 29 тыс. руб. Не будет никаких дополнительных расходов на охрану, уборщиц и закупки штор, школа возьмет на себя покупку учебно-методической литературы для учеников вплоть до рабочих тетрадей и контурных карт. Все это входит в стоимость обучения вместе с трехразовым питанием с выбором вариативного меню.

Кроме того, мы будем придерживаться концепции «открытой школы», которую не могут позволить себе муниципальные учреждения. Образовательный процесс не будет ограничиваться стенами Дома купца Харина. В стоимость также входят занятия детей по нашим программам в лабораториях «Кванториума» и центра «Орион», посещение выставок, экскурсии и перевозки детей лицензированным транспортом. Это как раз то, что пугает государственные школы — практически ежедневные выезды с соблюдением всех необходимых формальностей, например ежедневного оповещения ГИБДД. Родителям на это не нужно будет тратить ни время, ни силы.

В проект вложены колоссальные деньги — одна только реставрация исторического здания стоила столько, что можно было построить три новых школы в поле. Пока не возникало еще ни одной идеи педагогического состава, которая не была бы поддержана инвестором из-за отсутствия финансирования.

Это не бизнес-проект, это скорее меценатство. Вкладывается столько средств, что их окупаемость в ближайшей перспективе не планируется. Даже при полном наборе 196 человек с 5 по 11 классы в плюс мы не выходим. Но это норма для отрасли. Те школы, которые пытаются максимально эффективно и интересно организовывать образовательный процесс, не могут работать без поддержки инвесторов. Хорошее образование — это дело очень дорогое.

Здание АНОО «Частная школа Вектор» — памятник архитектуры «Дом зажиточного купца Харина». Построен в 1881 году, площадь порядка 1 тыс. кв. м., три этажа. У здания него уже есть связанная с образованием история: в 1919 году в здании размещалась четвертая взрослая школа второй ступени, в 1920-х годах — школы №5 и №9

Место для ииноваций

Одна из целей, которые ставит перед собой АНОО «Частная школа Вектор»,— изменить и сделать более дружелюбными правила игры на рынке негосударственного образования в Воронеже. Сегодняшняя проблема отрасли, по словам Ирины Санниковой, это разделение частных и государственных школ на два лагеря, которые хоть и не враждуют друг с другом, но и диалог выстроить не пытаются.

— Если оценивать развитие частных школ в Воронеже сегодня, то можно прийти к выводу, что отрасль находится в зачаточном состоянии. Да, частные школы есть, некоторые из них существуют достаточно давно, но они очень закрытые. Поэтому если какой-то опыт у них реализован хорошо, то они не ставят цель этим поделиться.

Мы, напротив, такую цель ставим. Готовы транслировать свои наработки всему педагогическому сообществу, показывать, как можно подходить к работе. Когда рынок это увидит, он будет подтягиваться, уверена на 100%.

Государственное и частное образование в Воронеже сегодня живет параллельными мирами: «Вы плохие, мы хорошие». Мы хотим соединить эти два потока, потому что частные школы могут позволить себе экспериментировать, проверять новые подходы

Педагог, его опыт и его методика… Если он не делится этим с профессиональным сообществом, значит, работает в пустоту. Распространять педагогический опыт — это тоже станет частью проекта АНОО «Частная школа Вектор». Мы ставим перед собой цель быть школой, которая выстроит свою методику, будет ею делиться и в итоге поднимет планку, к которой другие будут стремиться.

Частные школы не должны отгораживаться от системы государственного образования. Наоборот, им стоит делиться с другими педагогами опытом своих экспериментов»

В связи с этим АНОО «Частная школа Вектор» намерена серьезно инвестировать в рост профессиональных компетенций своих сотрудников. Сейчас школа готовит группу из 5–6 учителей, которые будут совмещать работу с обучением в новой профильной магистратуре «одного из ведущих столичных вузов», где год учебы стоит 660 тыс. руб. в год. Еще несколько программ повышения квалификации уже прошли.

— Мы еще не начали работать с детьми, но уже инвестировали в обучение педагогов. Чтобы они понимали, что пришли не на палочках что-то объяснять. Учиться и развиваться должны не только дети, но и сами учителя.

Наше первое обучение было еще в марте, когда мы ездили в Калужскую область и учились у коллег, в школах, которые уже практикуют персонализированный подход.

Сейчас у нас идет обучение по тьюторскому сопровождению в образовательном процессе. Чтобы сложилось правильное понимание профессии. Тьютор — это не тот, кто работает с детьми с ограниченными возможностями, как сейчас принято говорить. Это педагог-наставник, который помогает всем участникам образовательного процесса коммуницировать между собой, помогает создавать индивидуальную образовательную траекторию, развивать сознательность и мотивацию.

Тьюторский курс проходят не только те, кто будет работать в этой должности, но и весь педагогический коллектив, чтобы это стало общей культурой школы.

По словам Ирины Санниковой, на проекте АНОО «Частная школа Вектор» лежит ответственность продемонстрировать лучшие практики и преодолеть стереотипы о частном и государственном образовании. «Мне бы хотелось помечтать,— говорит госпожа Санникова.— О том, чтобы форматы частных и государственных школ работали вместе. Общество должно относиться к ним как к единой системе, в которой частным школам отведена роль площадок, на которых реализуются лучшие практики, заложенные в нашей системе образования.

Вся лента