Смена туристических элит

Александра Мерцалова о судьбе эксклюзивных курортов

Пандемия COVID-19, полностью изменившая экономику туристического бизнеса, может нанести удар и не по самым очевидным его сферам — например, маркетинговому позиционированию направлений.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Так, образ Мальдив как райского уголка для избранных кризис вряд ли переживет. Трещать он начал еще до массовых ограничений, но пандемия заметно ускорила процесс.


Авиасообщение между Россией и Мальдивами было возобновлено еще 10 сентября 2020 года, и туроператоры почти сразу ввели направление в ассортимент продаж. Россияне сначала относились к полетам на Мальдивы настороженно из-за высоких цен на фоне небольшого числа доступных прямых рейсов. Но проблема быстро решилась: во-первых, их количество заметно расширилось, во-вторых, добавилось большое число стыковочных рейсов с пересадкой в Катаре, ОАЭ, Бахрейне и даже «закрытом» Сингапуре.

Сейчас самый дешевый билет из Москвы в Мале и обратно на первые две недели ноября стоит 26,8 тыс. руб., что примерно соответствует ценам на полеты в открытые для россиян европейские страны. Только за первое полугодие на Мальдивах, по данным местного Министерства туризма, побывали 124,7 тыс. гостей из России, что почти втрое выше показателя 2019 года.

Представитель Национальной сети турагентств Игорь Блинов говорит, что спрос настолько велик, что на рынке уже образовался дефицит востребованных отелей. Мальдивам вряд ли удастся стать настолько массовым направлением, как, например, Турция или Кипр: помешают дальность перелета, общий небольшой объем предложения гостиниц и ограничения на продажу алкоголя. Но аудитория постепенно меняется. На место поклонников люксового отдыха приходят молодые россияне, предпочитающие размещения в доступных гостевых домах.

В грядущем осенне-зимнем сезоне попрощаться с образом высокобюджетного направления может и Доминикана, на полеты в которую были сняты ограничения.

По оценкам Level.travel, средний чек при бронировании туров в страну в августе снизился до 211 тыс. руб., тогда как до введения ограничений всегда был уверенно выше 300 тыс. руб. Более демократичная публика будет в этом году отдыхать и на Сейшельских Островах. Самый доступный билет в республику из Москвы и обратно на первые две недели ноября сейчас стоит менее 41 тыс. руб.

Само расширение аудитории некогда эксклюзивных направлений вряд ли можно назвать негативным трендом. Местному турбизнесу это поможет диверсифицировать риски, а россиянам — подобрать зимнюю замену любимым азиатским направлениям. Но вот работающему с высокобюджетным спросом турбизнесу стоит задуматься: захотят ли после пандемии его клиенты отдыхать вместе с обывателями.

Вся лента