Процент отечества

Wildberries и международные платежные системы торгуются за комиссию

Международные платежные системы поручили банкам до конца августа разобраться с дополнительными комиссиями, которые ввел онлайн-ритейлер Wildberries при оплате их картами. Сама компания считает, что ввела лишь скидку для российских платежных сервисов. По мнению экспертов, громкий скандал вокруг этой темы нужен Wildberries, чтобы выторговать у Visa и MasterCard более низкие комиссии. В Wildberries говорят, что «готовы обсуждать условия сотрудничества со всеми платежными системами», а одна уже согласилась на переговоры.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В пятницу, 20 августа, крупнейший российский онлайн-ритейлер Wildberries заявил, что международные платежные системы (МПС) оказывают давление на банки-партнеры компании после объявления о предоставлении скидки при оплате российскими средствами платежа (картой «Мир», через систему быстрых платежей или Sber-pay; см. “Ъ” от 17 августа). «Нам стало известно о поступлении официальных писем от зарубежных платежных систем в адрес российских банков с угрозами штрафных санкций»,— отметили в компании.

Скидка (2%) при оплате российскими средствами платежа выглядит как обнуление комиссии российских платежных систем, при этом комиссия при оплате картами Visa и MasterCard остается и начинает восприниматься потребителем как дополнительная, что не нравится МПС.

В международных системах не могут оказать прямого воздействия на ценовую политику Wildberries и работают с банками, проводящими платежи. Официально в МПС не комментируют взаимоотношения с клиентами и партнерами. Однако в их письмах (“Ъ” ознакомился с ними), которые поступили в банки, говорится о недопустимости введения их клиентами дополнительной комиссии. Так, в письме MasterCard говорится, что к банкам могут быть применены штрафы в соответствии с п. 5.12.2 гл. 5 международных правил MasterCard от 11 декабря 2020 года, устанавливающих запрет на дополнительные комиссии. Visa указывает, что дополнительные комиссии противоречат основным правилам платежной системы, дав банкам время на разрешение ситуации до 31 августа. Если до этого срока это не будет сделано, то банкам грозит штраф в $25 тыс., причем он будет увеличиваться ежемесячно, пока вопрос не будет решен.

В Wildberries настаивают на том, что не вводили дополнительные комиссии, лишь с 16 августа снизили цены на товары «с учетом тарифов платежных систем».

Вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Денис Косенков считает, что в действиях Wildberries отсутствуют какие-либо нарушения закона или правил платежных систем.

«Вопрос формирования структуры цены и информирования потребителя о ее особенностях, равно как и вопрос предоставления дополнительных скидок — исключительная компетенция Wildberries»,— уверен он. Президент АКИТ Артем Соколов отметил, что в сложившейся ситуации виновата непоколебимость иностранных платежных систем в тарифной политике в отношении ритейла.

Независимый эксперт на платежном рынке Андрей Вылегжанин не исключает, что сейчас основная цель Wildberries отличается от декларируемой поддержки отечественных платежных сервисов. «Цель может быть в том, чтобы получить преференции от международных платежных систем и более выгодные комиссии по приему их карт»,— указывает он. В Wildberries фактически подтвердили это предположение. «Мы готовы обсуждать условия сотрудничества со всеми платежными системами. Одна из платежных систем уже сообщила о готовности к переговорам»,— сообщили в компании. Более того, по сведениям “Ъ”, одна из МПС разослала по банкам документ, согласно которому маркетплейсы должны быть зарегистрированы в таком качестве в платежной системе. Как пояснил источник “Ъ” на платежном рынке, это значит, что у того же Wildberries одежда будет проходить по категории с более высоким интерчейнджем (межбанковской комиссией), а еда — по другой категории, с низкой комиссией. В результате средний интерчейндж для маркетплейса сокращается.

Тарифное противостояние Wildberries и платежных систем имеет свою историю.

Осенью 2020 года ритейлер вводил скидки на оплату при помощи карт «Мир» (3%) и через СБП (5%). Примерно в это же время, по словам участников рынка, по указанию платежных систем у Wildberries изменилась категория платежа — с «супермаркет» на «одежда и обувь». Как пояснил “Ъ” источник, знакомый с ситуацией, у этих категорий существенная разница в интерчейндже, в итоге комиссия для Wildberries выросла примерно на треть и в случае оплаты картами МПС достигла 2–2,1%.

По мнению экспертов, сегодняшнее противостояние может привести к повторению ситуации 2019 года, когда была развернута широкая кампания за снижение эквайринговых комиссий. В результате платежные системы, включая «Мир», пошли на снижение комиссий по ряду товаров и услуг (см. “Ъ” от 19 августа 2019 года). Андрей Вылегжанин считает, что если МПС пойдут на компромисс, то это может стать прецедентом, которым захотят воспользоваться другие игроки. И по словам источника “Ъ” на рынке онлайн-ритейла, они поддерживают позицию Wildberries. «В случае с маркетплейсами, где торгует множество представителей малого и среднего бизнеса, высокая эквайринговая ставка ложится в издержки предпринимателей и снижает маржинальность продаж. Поэтому необходимы специальные условия и ставки для электронных торговых площадок. Это стало бы поддержкой для предпринимателей»,— говорит он.

Максим Буйлов

Вся лента