Из бестиария в Итон

Выставки «Моды и стиля в фотографии»

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии», проходящий в Мультимедиа Арт Музее при поддержке МТС и MasterCard, завершается показом серий «Бестиарий» итало-французского фотографа Франка Орвата и «Итон. Школа джентльменов» — хроники жизни знаменитого британского колледжа, запечатленной двумя его российскими выпускниками. Рассказывает Игорь Гребельников.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Огромные отпечатки серии «Бестиарий» (1994) Франка Орвата занимают самый большой зал музея: это не только своеобразная дань классику фотожурналистики и фешен-фотографии, ушедшему из жизни осенью прошлого года. Зал производит впечатление мифического Эдема: зритель тут в безопасном окружении всевозможных зверей, героев съемки. Белые медведи, вараны, обезьяны-носачи, цапли, совы, пеликаны, носороги, слоны, крокодилы, гориллы, лисы, волки, черепахи, морские котики, снятые на фоне дивных пейзажей парами, группами, поодиночке, будто разыгрывают сцены из человеческой жизни: милуются, возятся с детьми, зевают, прогуливаются, нежатся на солнце, в воде, резвятся в лесах. В этой идеализированной жизни животных нет ни тени той настоящей, в которой все подчинено пищевой цепочке, последовательному поеданию друг друга. «Дикая природа в ее целостности не что иное, как оправдание тотального разрушения, всемирного геноцида, а предназначение человека на земле, может статься, в том и заключается, чтобы довести этот холокост до конца»,— скептически рассуждал юный герой «Элементарных частиц» Мишеля Уэльбека за просмотром телепередач «Жизнь животных», где те «убивали, терзали, пожирали слабых, старых или больных зверей, а потом погружались в бессмысленную сонливость». Но тут совсем другое, и чем упоительнее это безопасное пребывание в мире животных Франка Орвата, тем яснее, что что-то в этих кадрах не так: уж слишком доверчиво и картинно позируют звери.

Фотограф не просто мастерски, с помощью цифровой ретуши, поместил животных, снятых в вольерах зоопарков, в прекрасные ландшафты, тем самым символически выпустив их на волю. Другую существенную подмену заметит разве что зоолог: многие звери попали вовсе не в те природные края, откуда их доставили в зоопарки и где им положено быть. Окончательно проясняет идею такого бестиария сам Орват в описании этой серии, в свое время изданной в виде альбома. Он рассуждает о повторяющихся снах, плохих и хороших: «Хорошие снятся реже, но они более оригинальные: в них я встречаю животных, которые разговаривают со мной, и это дает мне чувство блаженства, которое может длиться часами после моего пробуждения». Признаваясь, по сути, в сюрреалистическом методе, Орват встает на защиту цифровой фотографии и даже сожалеет о десятках выброшенных снимков, не вошедших в его знаменитую серию «Портреты деревьев» только потому, что чистоте портретов мешали линии электропередачи. Впрочем, спустя без малого тридцать лет после того, как он выпустил на волю свои сны, а вместе с ними животных из вольеров, последствия всеобщей цифровизации, приведшей к колоссальному увеличению энергопотребления и глобальному потеплению, выглядят не так чарующе, как эти снимки. В новом контексте «Бестиарий» — это вещий сон, предупреждение об опасности.

В проекте «Итон. Школа джентльменов», снятом в 2010–2011 годах российскими выпускниками одной из самых почтенных британских школ Сергеем Мосесовым и Анатолом Слоуном, исключительно документальные черно-белые кадры, но общее впечатление — почти сюрреалистическое, не в последнюю очередь благодаря фракам, форме одежды учеников, или внеклассным занятиям вроде охоты с биглями на лисиц. На последнем году обучения ребята снимали будни и праздники, театральные репетиции и спортивные состязания, преподавателей и учеников Итона. Учебное заведение для мальчиков, расположенное неподалеку от Виндзорского замка, основанное королем Генрихом VI еще в 1440 году, чтит традиции: жизнь школы закрыта для посторонних глаз. Однако снимки русских ребят так приглянулись руководству колледжа, что их даже разрешили издать в виде фотоальбома «Eton. The Boy`s side».

Не сказать, что в их кадрах сам ансамбль краснокирпичных итонских построек во главе с готической часовней выглядит эффектнее, чем на фотографиях, доступных в интернете, но редко они выступают столь эффектной декорацией к реальной жизни учеников. А там не только штудии, встречи с тьюторами, экзамены, но и школьные концерты, репетиции спектаклей (навыки актерства небесполезны для будущей политической и бизнес-элиты, впрочем, среди выпускников Итона были и знаменитые актеры), соревнования по крикету, игры в пристенок — исключительно итонская спортивная забава, похожая на потасовку, нечто среднее между футболом и регби,— легкоатлетические забеги, вечеринки. В общем, учеба в Итоне — это еще и стиль, что и позволило этим снимкам стать частью нынешней фотобиеннале.

Кадры передают то ощущение юношеского азарта и вовлеченности, которое вряд ли доступно стороннему взгляду. Тем более что приверженность традициям в британских школах для мальчиков, их антураж, забавы учеников — все это давно уже предмет иронии и даже сатиры: вспомнить хотя бы подробности учебы в колледже при Кембриджском университете, описанные Стивеном Фраем. На выставке за отстраненный взгляд на «школу джентльменов» отвечают забавные короткометражки 1920-х и 1950-х годов, показывающие игры в крикет и пристенок как раз в ироничном ключе, впрочем, эти веселые кадры не сильно выбиваются на фоне фотохроники, снятой русскими выпускниками Итона десятилетия спустя.

Вся лента