Вверх по наклонной палубе

В Свияжске прошла лаборатория «Свияжск АРТель»

В Свияжске прошла VII театральная лаборатория «АРТель». Как и все прошедшие годы, инициатор и создатель этой островной арт-резиденции — все тот же фонд «Живой город», что реализовал в Казани один из лучших проектов этого лета «Театр горожан» (см. “Ъ” от 1 июля). Но в этот раз главными лицами на «острове-граде» оказались не режиссеры, а художники: тема этого года так и формулируется — «Театр художника». Рассказывает Алла Шендерова.

Клоунада «Театра взаимных действий» объединила историю Свияжска с феллиниевскими мотивами

Фото: Зоя Рутер, Полина Малых

Уже никого не удивить тем, что театр можно делать вне стен и без сцены. И без актеров, заменив режиссера на художника. И все равно это будет театр. Самое короткое объяснение — невероятная живучесть и жадность этого старого искусства, привыкшего апроприировать все лучшее и постоянно этим обновляться.

В Свияжске под кураторством Олега Лоевского работали в этот раз три команды: московский «Театр взаимных действий» (Леша Лобанов, Ксения Перетрухина, Шифра Каждан и Александра Мун), художница Мария Алигожина и режиссер Данил Чащин со сценографом Дмитрием Разумовым.

За неделю, проведенную на острове, Мария Алигожина придумала целых три перформанса: собирала у местных и туристов мусор, открыв «Пункт приема микрохлама»,— изначально ее эскиз должен был родиться из этого. Потом просила всех помочь собрать пенопластовые шарики (миллиметра четыре в диаметре), рассыпавшиеся в результате вспарывания какой-то ветоши, хранившейся на дебаркадере, пришвартованном в Свияжске с целью будущего превращения в музей реки.

Пока же склонившийся к воде дебаркадер превратился в инсталляцию, она же пятиактная драма «Форточка». Зрители становятся действующими лицами — хотя бы потому, что, когда ходишь по старым доскам под углом 30 градусов к воде, меняется не только пластика, но и ментальность, а на редкость киношная старость пристани тоже добавляет драматизма. Кульминация возникла в четвертом акте: поднявшись по шаткой лестнице на верхнюю крытую палубу, страдая от духоты, вы читаете «13 признаков духовного пробуждения», выведенных на окнах чем-то красным. Транзистор передает гудение насекомых, переходящее в вой, а пенопластовые шарики на красных ниточках, по словам Алигожиной, размещены так, как если бы это были настоящие комары. Убивать или нет — каждый, как водится, решает сам. В пятом акте участникам предлагают доску с прикрепленными к ней спреями от насекомых и большую красную надпись, перекрывающую вид на воду: «Пусть комарики тебя не кусают».

С водой был связан «И театр плывет…» — самый громкий эскиз этого года, представленный «Театром взаимных действий». Громкий хотя бы потому, что лодка с перформерами Шифрой Каждан и Ксенией Перетрухиной плывет под несущуюся с берега музыку Нино Роты. Сидя на расставленных вдоль берега стульях, зрители наблюдают смешную, но чаще горькую клоунаду по мотивам истории острова, которую двое разыгрывают, стоя в шаткой лодке. Третий — Леша Лобанов, чье лицо скрыто огромной конской головой, тянет лодку по воде. С берега кажется, что ее движет сам святой Христофор, чье изображение сохранилось в свияжском Успенском соборе (особенности местной ментальности: в XVI веке святого тут наделили не песьей, а именно конской головой). И хотя каждый жест и предмет в руках перформеров что-то значит (вилы — знак крестьянского бунта времен Пугачева, белый халат — знак психушки, существовавшей на острове с 1960-х и до 1990-х), ощущение, что ты попал в реальность Свифта (чем тянущий лодку великан Христофор не Гулливер?), приправленную феллиниевской театральностью, к которой, кажется, прибавлено немного питерского андерграунда (от митьков до театра АХЕ) и, конечно, кое-что от «Панорамного морского хеппенинга» Тадеуша Кантора. Впрочем, на то он и театральный экскурс в историю, чтобы напомнить сразу обо всем.

Закат — лучшее время у воды — достался «Рыбацким байкам» Чащина и Разумова. Призвав на помощь двух местных жителей, они развлекают собравшихся историями, готовя в большом котле уху. Процесс фиксирует и комментирует девушка-блогерша, а сам Чащин, сидя среди зрителей, подает реплики, мешая действу впасть в привычную театральность. Опасность велика — как бывший актер, Разумов нет-нет да и сбивается на штампы.

Самыми же главными смельчаками нынешней лаборатории стали участники перформанса «Взаимопроникновение». Создатели «Театра.Акт» Ангелина Мигранова и Родион Сабиров (чей спектакль «5 мм» стал лауреатом последней «Золотой маски») осуществили перформанс в духе проектов Абрамович и Улая: собрали банку свияжской земли, закопали ее в Казани, на площади Свободы, затем наполнили банку казанской землей и пошли пешком в Свияжск. 70 км по дождю и жаре они проделали за 16 часов (свои ощущения, взаимодействие с местными жителями, кое-кто из которых отказывался даже налить воды, а кто-то делился едой, фиксировали в Telegram-канале). Уже в сумерках пришли в Свияжск и закопали казанскую землю в местном «Саду размышлений». Если вспомнить, что Свияжск был когда-то построен при Иване Грозном как русская военная база, использованная при осаде Казани, то «Взаимопроникновение» приобретает особый смысл.

Вся лента