Избиратели надвое подписали

Их поддержку получили и провластные, и оппозиционные самовыдвиженцы

В среду вечером истек срок, в течение которого кандидаты-самовыдвиженцы на выборах в Госдуму должны были представить в избиркомы подписи избирателей в свою поддержку. Как и ожидалось, у «административных кандидатов», которые идут в округах, «освобожденных» от единороссов, проблем со сбором автографов не возникло. При этом заручиться поддержкой граждан смогли и многие оппозиционеры. На проверку подписей у избирательных комиссий будет десять дней.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Больше всего из 174 самовыдвиженцев пришлось на Москву — 30 человек. Трое из них считаются «административными кандидатами»: они выдвинулись в округах, свободных от кандидатов «Единой России» (ЕР), и пользуются поддержкой власти. Это актер Дмитрий Певцов (Медведковский округ №200), телеэрудит Анатолий Вассерман (Преображенский округ №205) и поисковик Олег Леонов (Центральный округ №208). Проще всего было господину Певцову из-за меньшего числа необходимых подписей (13,6 тыс. против 14,1 тыс.) и отсутствия в округе других самовыдвиженцев, но собрать подписи удалось всем троим. «Сбор шел медленнее, чем я рассчитывал, и главные причины — жара и ковид,— рассказал “Ъ” Олег Леонов.— Для меня лично самым сложным было заверение подписей, потому что для этого мне пришлось поставить свою подпись более 30 тыс. раз».

Выдвинувшийся в Черемушкинском округе №209 экс-депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков, предлагавший когда-то изменить дизайн сторублевой купюры из-за «порнографического» изображения Аполлона, сказал “Ъ”, что собрал лишь 13,8 тыс. из необходимых 15,4 тыс. подписей. Но параллельно он выдвинулся в Мосгордуму на довыборы по округу №37 (расположен в границах думского), и там собранных автографов ему хватило.

Бывший депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Из наиболее заметных несистемных оппозиционеров в Москве баллотируются сотрудница фонда «Городские проекты» Анастасия Брюханова (Ленинградский округ №198) и лидер движения «Общество. Будущее» Роман Юнеман (Чертановский округ №210). Госпожа Брюханова подала в избирком максимально допустимые 15,9 тыс. подписей. «Избиратели оставляли фотографии своих паспортов, мы уверены во всех данных, и МВД не сможет забраковать подписи из-за расхождений с базой»,— заявила она “Ъ”. Господин Юнеман тоже представил максимально допустимые 14,9 тыс. автографов.

По словам замглавы Мосгоризбиркома Дмитрия Реута, точно говорить о том, сколько столичных самовыдвиженцев сдали подписи, можно будет в четверг к середине дня.

В регионах тоже есть свои «административные кандидаты». Например, депутат Госсовета Крыма Леонид Бабашов (ЕР) пошел самовыдвиженцем в Евпаторийском округе №21, изначально «страхуя» вице-премьера республики Евгения Кабанова. В итоге господин Кабанов снялся с гонки, а господин Бабашов без проблем собрал более 14,6 тыс. необходимых подписей.

Наиболее оппозиционным самовыдвиженцем за пределами Москвы можно считать Антона Фургала, сына арестованного экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Он выдвинулся в «отцовском» Хабаровском округе №70 и собрал 16 тыс. подписей при необходимых 15,4 тыс.

В Металлургическом округе №190 (Челябинская область) выдвинулся действующий депутат Госдумы от региона и бывший единоросс Андрей Барышев, которого ЕР не захотела выставлять на новый срок. Он собрал более 19 тыс. подписей (при минимуме 15,5 тыс.), но сдавать их на проверку не стал из-за низкого качества. «Очень много технического брака. Например, там, где место жительства, надо сначала писать "Челябинская область". Если сразу "Челябинск", это считается браком. Если человек написал черной ручкой — тоже брак. Недействительны листы без данных паспорта»,— рассказал господин Барышев в соцсетях, назвав действующие правила «дискриминацией и независимых кандидатов, и тех людей, которые подписались».

Иван Серебряков

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Не стал сдавать подписи и соратник находящегося в СИЗО бизнесмена Анатолия Быкова, депутат горсовета Красноярска Иван Серебряков. Он выдвинулся в Центральном округе №55 (Красноярский край), где нужно было собрать минимум 16 тыс. автографов. Господин Серебряков пояснил “Ъ”, что набрал нужное количество, но решил пойти в краевой парламент: «Все (подписанты.— “Ъ”), как один, говорили: он уедет в Госдуму, а мы здесь с кем будем? Я это слышал не от одного, не от десяти, а от сотен человек. Поэтому принял такое решение».

Сумели собрать подписи даже кандидаты-«двойники»: как рассказали “Ъ” в красноярском избиркоме, в Дивногорском округе №56, где баллотируется кандидат от КПРФ Борис Мельниченко, документы предоставил индивидуальный предприниматель Алексей Мельниченко. Для регистрации самовыдвиженцу нужно не менее 16,8 тыс. действительных подписей.

Роман Путин

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В петербургском избиркоме “Ъ” сообщили, что подписи сдал двоюродный племянник президента Роман Путин, который идет по Северо-Восточному округу №214, но сколько именно, не уточнили. Для регистрации господину Путину нужно не меньше 14,6 тыс. действительных автографов.

Виталий Шуба

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Не обошлось и без казусов. Бывший депутат Госдумы и экс-сенатор от Иркутской области Виталий Шуба принес документы для регистрации в Братском округе №96 в самый последний момент — около 18 часов вечера. «На пороге комиссии нам сказали, что мы опоздали на две минуты. Никто не стал сверять часы или перепроверять точное время, нам просто отказали и даже не стали брать документы на ответственное хранение»,— рассказал он “Ъ”. По словам политика, он собрал более 14 тыс. необходимых подписей и планирует обжаловать решение вплоть до ЦИКа. В облизбиркоме, однако, уверены, что господин Шуба опоздал и зарегистрирован быть не может.

Андрей Прах, Елена Рожкова, Кира Дюрягина, корсеть “Ъ”

Вся лента