ВТБ оформит витрину

Банк агрегирует электронные торги непрофильным имуществом

ВТБ собирается стать агрегатором электронных площадок по продаже непрофильного имущества компаний и банков. На платформе будет витрина не только объектов, но и онлайн-сервисов от банка. Общий потенциал рынка имущественных торгов оценивается в 4 трлн руб. в год. Впрочем, эксперты сомневаются в успешности разрабатываемой модели из-за большого числа «смысловых дыр».

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

ВТБ начал разработку единой цифровой платформы имущественных торгов под брендом «V-Лот», сообщили “Ъ” в банке. На этом ресурсе будут объединены объекты со всех электронных торговых площадок, число которых превышает восемьдесят. На платформе будут представлены имущество госкомпаний, непрофильные активы банков (квартиры, транспортные средства, коммерческая недвижимость и др.), лоты земельных торгов и др. Первую версию банк протестирует до конца года.

«На рынке имущественных торгов в России представлено около 120 тыс. лотов, а его потенциал превышает 4 трлн руб. (ежегодно.— “Ъ”). При этом объем фактически совершенных сделок не превышает 3–5%. Одна из причин неэффективности сектора — его недоступность для широкого круга покупателей»,— считает заместитель президента—председателя правления ВТБ Анатолий Печатников.

В данном случае банк заинтересован в привлечении новых клиентов, предоставлении им дополнительных сервисов (кредитование, консалтинг, страховка) и получении дополнительного комиссионного дохода, пояснил топ-менеджер ВТБ. По его словам, основная задача «сделать этот сегмент прозрачным для покупателя и вывести на коммерческий рыночный оборот тысячи объектов, минуя институт перекупщиков и посредников». В ходе запуска проекта планируется комиссия в размере 1% от сделки, которая будет дифференцирована, то есть по более крупным и дорогим лотам она будет ниже. «Торговым площадкам сотрудничество в таком ключе интересно, поскольку они работают с продавцом, а ВТБ предлагает сервис, который будет удобен для покупателя»,— добавил руководитель платформы «V-Лот» Сергей Пигалев.

Но эксперты и участники рынка сомневаются в успешности подобной схемы.

Идея подобного агрегатора, роль которого хочет взять на себя ВТБ, давно витает в воздухе, однако в ней есть очень много «смысловых дыр», заявила руководитель департамента продаж Российского аукционного дома Наталья Круглова. По сути, банк планирует собирать и систематизировать информацию, размещенную на чужих торговых площадках, агрегируя их на своей витрине. «Однако это еще не значит получить мандат на продажу объектов»,— указывает она.

В апреле идея вхождения в проект подобного маркетплейса была предложена ВТБ порталом «Торги России» (с его презентацией ознакомился “Ъ”), заявил один из его учредителей, директор Российского союза СРО арбитражных управляющих Кирилл Ноготков: «Видимо, ВТБ решил реализовывать ее самостоятельно». Но остается вопрос в самой реализации. «Рынок имущественных торгов специфический, на котором банк не является профильным игроком. Этот рынок отрегулирован так, чтобы покупатель имел возможность неограниченного доступа к торгам, и с покупателя деньги не берут. Продавцами же, например, будут являться залоговые кредиторы в лице всех конкурирующих с ВТБ коммерческих структур, которые не жаждут платить комиссию своему конкуренту»,— поясняет Кирилл Ноготков.

Большая часть размещенного имущества на торгах — проблемные или непрофильные активы, которые перешли банкам в результате дефолтов по кредитам, ликвидных объектов достаточно мало, отмечает гендиректор «Евроэксперта» Екатерина Синогейкина. Иногда отсутствует существенная для принятия решения о покупке информация — не было осмотра объекта или необходимых технических экспертиз, отмечает она.

Интерес к таким объектам низкий по причине высоких рисков инвестирования и сравнительно низкой доходности.

При этом круг потенциальных претендентов-покупателей довольно узкий, например те, кто знает о конкретных активах (иногда покупателями выступали бывшие собственники), или те, кто инвестирует в проблемные активы, понимая их недооцененность, добавляет она. Хорошо, если проект будет приносить продавцам клиента, подчеркивает госпожа Круглова, плохо, если будут в итоге просто переманивать на другие объекты.

Ольга Шерункова, Илья Усов

Вся лента