В чем проблема аффилированности

Сейчас определение аффилированных лиц закреплено в законе «О защите конкуренции» — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Например, члены совета директоров или лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит компания. При этом, как отмечает Минэкономики, в перечень аффилированных попадают и самостоятельные лица, которые могут «иметь свои собственные экономические интересы»,— например, компания, в которой другое юрлицо может распоряжаться более 20% голосов. Помимо такого акционера у юрлица могут быть и иные лица, которые могут распоряжаться и большим количеством голосов. По мнению ведомства, наличие аффилированности по такому формальному признаку еще не означает проведения ими согласованных действий и наличия у них общих экономических интересов — например, в европейском праве учитывается получение прямого или косвенного контроля над компанией. В Минэкономики полагают, что предложенный подход позволяет признавать связанными лицами только тех, кто действительно действует в экономических отношениях совместно и могут определять волю друг друга.

Как отмечает директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин, уход к понятию контроля напрашивался, поскольку понятие аффилированности имеет много проблем: оно не охватывает все вертикальные связи (например, при длинной цепочке подконтрольных лиц на «пятом колене» связь разрывается и последнее лицо не будет считаться аффилированным с «верхним»). Во-вторых, оно охватывает много горизонтальных связей. С одной стороны, говорит он, проблема охвата горизонтальных связей для бизнеса заключалась в том, что в сложных структурах многочисленные связанности сложно контролировать, что теоретически может приводить к случайной концентрации пакета. С другой — аффилированность можно искусственно создавать, чтобы обойти требование о направлении оферты (если пакет передается между аффилированными лицами, то оно не применяется). По мнению Дениса Спирина, предложенный Минэкономики подход правильный: «охватываются отношения контроля и подконтрольности, и неважно, сколько в цепочке звеньев», это более понятная конструкция. Важным нововведением господин Спирин также считает включение в этот перечень согласованных действующих лиц: «Если мы их действия этим регулированием не охватим, то просто достаточно приобретенный пакет разложить на несколько юрлиц, которые формально между собой не связаны, и требование об обязательном предложении перестает работать».

Партнер же юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин полагает, что предложения по «переопределению» аффилированности выглядят сыровато: Минэкономики, по сути, предлагает отказаться от формальных критериев, оставив лишь вопрос о наличии согласованных действий в едином интересе. «Но такую согласованность еще надо выявить и доказать»,— предупреждает он. По его мнению, разумным было бы сочетание «старого формального подхода с новым», который позволяет доказывать наличие согласованных действий фактической аффилированности.

Евгения Крючкова

Вся лента