Авиасалон новинок

По количеству презентаций новых авиационных разработок МАКС-2021 превзойдет все предыдущие

Сегодня стартует Московский авиакосмический салон (МАКС-2021). В летной программе на аэродроме в Жуковском будут участвовать новейший гражданский лайнер МС-21–310 с двигателем отечественного производства ПД14, Ил-114–300, а также пройдут выступления пилотажных групп из России, Франции и Индии.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Меры приняты

Попасть на МАКС-2021 в подмосковный Жуковский смогут только вакцинированные граждане после предъявления QR-кода или граждане, имеющие отрицательный ПЦР-теста, сделанный не позднее чем за 72 часа до посещения. Данные о прививке необходимо занести в личный кабинет на сайте МАКС, и это первый отличительный момент авиасалона текущего года. Второй — это гибридный формат проведения мероприятий, предполагающий участие спикеров онлайн. «Как показала практика последнего года, посещать аналогичные мероприятия можно и виртуально. Всем виртуальным посетителям МАКС можно будет зарегистрироваться на сайте и присоединиться в режиме онлайн к своей программе. Так смогут сделать и участники, и посетители»,— рассказал “Ъ” руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

В текущем году онлайн пройдут несколько десятков мероприятий, но все же главные из них запланированы в привычном для посетителей офлайн-формате. Так, например, очно накануне 19 июля пройдет четвертый Евразийский аэрокосмический конгресс с участием вице-премьера правительства РФ Юрия Борисова и ряда высокопоставленных чиновников из Минпромторга, Минобороны, «Роскосмоса» и прочих ведомств. Вместе с ними участие в мероприятии примут их коллеги из Казахстана: в нынешнем году именно это государство является партнером проведения МАКС, каким в прошлый раз был Китай.

В Минпромторге весьма оптимистично оценивают российско-казахский альянс. Как заявили “Ъ” в министерстве, в сложившейся ситуации Россия выстраивает новые партнерства и альянсы, тем самым расширяя возможности в части совместного создания высокотехнологичной продукции, открывая новые внешние рынки. «Республика Казахстан, являясь партнером по ЕАЭС, на протяжении всего постсоветского периода является надежным партнером России в космической индустрии, космодром "Байконур" — символ нашего сотрудничества. За минувшие годы запущены и другие проекты, среди которых СП "Байтерек", которое будет специализироваться на коммерческих запусках с "Байконура", а также проекты в области авиастроения, такие как успешное реализованное освоение сборки вертолетов семейства Ми-8/171 на авиаремонтном предприятии в Алматы, находящиеся на глубокой стадии проработки проекты организации выпуска вертолетов типа "Ансат", совместной разработки и производства легких многоцелевых самолетов "Байкал"»,— рассказали “Ъ” в Минпромторге.

Взгляды в небо

Летная и билетная программа МАКС-2021 была скорректирована в соответствии с антиковидными требованиями. Днями массовых посещений объявлены все дни, кроме первого, «президентского»: 20 июля авиасалон посетит Владимир Путин. Ежедневно полеты будут длиться от трех до пяти часов. Авиашоу, как уверили “Ъ” организаторы авиасалона, не уступит по зрелищности мероприятиям прошлых лет. В небо поднимутся десятки самолетов российского и зарубежного производства.

Одной из главных новинок российского сектора гражданской авиации на МАКС станет самолет МС-21–310 производства ПАО «Корпорация "Иркут"». В отличие от самолета МС-21–300, который демонстрировали три года назад, у МС-21–310 будут не американские, а российские двигатели нового поколения ПД-14. «Оба самолета будут представлены на статической стоянке и в программе демонстрационных полетов»,— заявили “Ъ” в пресс-службе корпорации.

Еще одной новинкой летной программы этого МАКС станет гражданский самолет Ил-114–300. Связано это с тем, что самолет модернизировали: теперь у него современная авионика и новый двигатель, а сама машина призвана заменить на рынке выходящие из эксплуатации региональные самолеты советского производства и иностранных производителей, что в правительстве считают крайне важным.

Кроме того, на МАКС-2021 покажут еще и легкий девятиместный гражданский самолет «Байкал», который в будущем заменит советский Ан-2. Его в воздух хоть и не поднимут, но продемонстрируют всем желающим на статической стоянке.

Полеты не обойдутся без пилотажных групп «Беркуты», «Соколы» и «Стрижи», последние будут участвовать в полетах МАКС впервые, в состав этих группы войдут девять самолетов«МиГ-29. На новых Су-35 и Су-30 будут летать «Русские витязи» (раньше пилотажная группа демонстрировала полеты на истребителях предыдущих поколений).

Все флаги в гости

По данным АО «Авиасалон», МАКС-2021 объединит более 250 представителей из 54 стран, что примерно столько же, сколько было в 2019 году. Это связано с тем, что запущен гибридный формат мероприятий и многие из приглашенных посетят авиасалон онлайн. Свои делегации на МАКС-2021 собираются прислать: Бельгия, Великобритания, Германия, Индия, Иран, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Белоруссия, Казахстан, США, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Южная Корея и даже Кот-Д`Ивуар. Как пояснили “Ъ” организаторы, расширенные экспозиции будут у Германии, Франции и Чехии. Участие в МАКС подтвердили корпорации Boeing, Airbus и другие ведущие производители авиатехники. «Утверждать, что антиковидные ограничения минимизировали число участников МАКС, нельзя. По международному участию у авиасалона в этом году очень хороший уровень»,— считает Олег Пантелеев.

Наряду с российскими летчиками полеты на МАКС продемонстрируют и иностранные пилоты. Например, Airbus впервые в России представит самолет А350–1000: он будет стоять на статической экспозиции и участвовать в программе демонстрационных полетов с 20 по 22 июля. «Модель А350–1000 входит в самое современное семейство дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов А350XWB с уникальным, созданным с нуля дизайном. Эти самолеты средней размерности представлены в трех конфигурациях вместимостью от 350 до 480 кресел и могут выполнять полеты на расстояние до 16 100 км»,— рассказал “Ъ” глава Airbus в России Жюльен Франьятт. Гвоздем вертолетной программы в подмосковном небе станет выступление индийской пилотажной группы Sarang из четырех машин. Они принимают участие в МАКС впервые и подошли к мероприятию ответственно, прилетев в Жуковский еще 12 июля.

В Минпромторге, оценивая количество иностранных участников, отмечают, что МАКС-2021 станет ярким событием на фоне всеобщего спада выставочной деятельности, при которой аэрокосмические салоны в Ле-Бурже (Франция) и Фарнборо (Великобритания) вовсе не проводились, а ряд крупных мероприятий состоялся в усеченном формате. «МАКС остается практически единственной возможностью представить товар лицом. Это осознают и наши зарубежные коллеги: компания Airbus привезет в Жуковский сразу два самолета — A350–1000 и A220–300, обе машины ранее не демонстрировались в России»,— подчеркнули “Ъ” в министерстве.

Делу время

Если антиковидные меры не скорректировали летную программу, то деловую часть авиасалона они буквально перекроили. Так, организаторы отказались от формата коротких бизнес-встреч, которые успешно применили на МАКС три года назад. Зато на очень многих мероприятиях будет организована онлайн-трансляция, поэтому к ним сможет присоединиться любой желающий.

Наземных экспозиций будет немало, но не у всех они будут большими. В частности, не будет стенда у аэропорта Внуково, без которого ранее не обходился ни один авиасалон. Не представит отдельной экспозиции и авиакомпания Red Wings. «Мы заявлены в качестве гостей, в этот раз стенда собственного у нас не будет. Вместо него будет стоять SuperJet в нашей ливрее»,— рассказал “Ъ” глава перевозчика Евгений Ключарев. У ОАК, «Ростеха», Минпромторга, «Роскосмоса» будут наземные экспозиции, посетить их можно начиная со среды. Госкорпорация «Роскосмос» и ее дочерние общества представят в рамках выставки передовые разработки российской ракетно-космической отрасли. «Это будут уникальные изделия микроэлектроники, элементы конструкций, инновационные материалы, макеты космических аппаратов и ракет-носителей»,— рассказали “Ъ” в ГК «Роскосмос».

В текущем году масштабное место в деловой программе авиасалона отдано цифровым технологиям в сфере авиакосмической отрасли, некоторые крупные компании заключат соглашения с поставщиками ПО и IT-разработчиками. Накануне компания «Номикс», ведущий разработчик VR/AR-приложений в России, и ОАК подписали двухстороннее соглашение о сотрудничестве в сфере развития использования технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, компьютерного зрения, искусственного интеллекта в авиационной промышленности, производственной безопасности, обучения пилотов и наземного персонала аэропортов, рассказал “Ъ” генеральный директор «Номикса» Аркадий Оверин.

Без пилота

В расписании МАКС-2021 запланирована масштабная научная программа. Большую ее часть займет экспозиция Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского, который представит модели и макеты прототипов технологических решений сверхзвукового гражданского самолета (СГС), в том числе модель демонстратора комплекса технологий СГС «Стриж». Кроме того, посетители МАКС-2021 смогут увидеть летающую лабораторию — самолет Як-40ЛЛ, оснащенный электрическим авиадвигателем мощностью 680 л. с., который разработан Центральным институтом авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, входящим в НИЦ «Институт имени Жуковского». «Мы представляем возможности наших научно-исследовательских центров, последние разработки и достижения в области авиастроения, двигателестроения, бортового оборудования. Покажем не только технологии, которые уже сегодня внедряются в производство, но и решения для отечественной авиации будущего»,— заявил “Ъ” генеральный директор НИЦ «Институт им. Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов.

Большая часть экспозиций будет посвящена беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Пройдет несколько конференций и круглых столов на эту тему. В рамках авиасалона планируется презентация десятков моделей БПЛА, в том числе боевых — «Охотник», «Иноходец» и «Сокол». Далее тема беспилотного транспорта продолжится на стендах правительства Москвы, где столичные власти представят проект развития городской аэромобильности, а на стенде инфраструктурного центра «Аэронет» будет рассказано о проектах компаний и университетов, связанных с беспилотной транспортной авиацией, геоинформатикой и малой частной космонавтикой. «Кроме конференции по проблемам развития беспилотной авиации мы включили в программу МАКС конференции по космосу и геопространственным данным, где мы намерены обсудить формирование новых стандартов и применение таких данных для обеспечения ситуационной осведомленности беспилотных воздушных судов»,— рассказал “Ъ” соруководитель рабочей группы НТИ «Аэронет» Сергей Жуков.

Анна Героева

Вся лента