Исландия зажила в новом ритме

Что заставляет страны вводить четырехдневную рабочую неделю

В Исландии у компаний появился дополнительный выходной. В стране провели самый масштабный в мире эксперимент по переходу на четырехдневную рабочую неделю и признали его успешным. Программа стартовала еще в 2015 году и затронула несколько тысяч предприятий, в основном государственных. Сотрудники смогли работать 35-36 часов вместо привычных 40, не теряя в зарплате. Организаторы выяснили, что в этом случае люди чувствовали себя счастливее и легче находили баланс между жизнью и офисом. С подробностями — Александр Рассохин.

Фото: John Sibley / Reuters

Быстрее управляться с работой и посвящать себя общению с семьей исландцев, как ни странно, заставила не пандемия. Еще в 2005 году местные социологи выяснили, что люди слишком выдыхаются в офисе, чтобы жить полноценной жизнью, и работают не эффективнее, чем в соседних странах. В итоге эксперимент, который запустили под давлением профсоюзов, затронул 1% работающих граждан: сократить рабочую неделю с 40 до 35 часов решили 2,5 тыс. компаний. в основном государственных. Выяснилось, в частности, что, работая усерднее, участники исследования «выгорали» меньше.

В итоге власти разрешили компаниям устанавливать новый, сокращенный график в офисах, рассказывает жительница Рейкъявика, владелица и директор туристической компании True Iceland Елена Труфан:

«Для работающих обычно — в дневное время, по восемь часов — людей новая жизнь рабочая началась с 1 января, а для работающих вахтами (таких здесь тоже очень много) — с 1 мая.

Большинство людей говорили, что у них улучшилось психологическое состояние на работе, уменьшился стресс, улучшилась семейная жизнь.

Но на самом деле многие прошли через трудности: надо было, особенно людям, занимающим руководящие должности, переговорить со всем сотрудниками. Только было запрещено, например, говорить о том, что если ранее кофейные перерывы были оплачиваемыми, то сейчас они не оплачиваются. Но за счет того, что рабочее время сокращается, зарплата осталась в принципе прежней».

Переход на четырехдневку недавно опробовали и другие страны. Так, весной из-за пандемии на это пошла часть компаний в Испании. А в декабре пищевой гигант Unilever разрешил своим сотрудникам в Новой Зеландии работать на 20% меньше без потери зарплаты. В Исландии запустили эксперимент с оглядкой на опыт скандинавских стран. В Дании, Финляндии и Норвегии рабочая неделя не превышает 38 часов, а в некоторых компаниях трудятся еще меньше. Впрочем, вряд ли это явление станет в Исландии массовым, полагает Елена Труфан.

«До туризма я работала в большой организации — компании, выпускающей оборудование для рыбной и пищевой промышленности.

Там народ бился за сверхурочные часы, потому что, живя в Исландии — если вы не министр и не ведущий юрист, не косметический хирург и не стоматолог — приходится работать и работать.

Страна дорогая, и деньги нужны. Если я нанимаю кого-то себе на работу, люди тоже не предъявляют мне эти принятые нормы, потому что все хотели бы работать дольше. Здесь страна трудоголиков»,— говорит Труфан.

К слову, рост издержек — основной аргумент бизнеса против сокращенной рабочей недели. В 2019 году из-за этого к пятидневке вернулись лондонский офис благотворительного фонда Wellcome Trust и американская HR-компания TreeHouse Foods. А одной из шведских больниц в результате эксперимента пришлось нанять больше персонала — налогоплательщикам это обошлось в €1 млн. Чтобы сократить время работы без потерь, все процессы уже должны быть налажены безупречно, отмечает руководитель «Лаборатории карьеры» Алена Владимирская.

«Ты переделываешь все, что связано с прозрачностью, понятностью проектов. Потому что четырехдневная рабочая неделя предполагает уплотнение. Вообще, на самом деле это связано прежде всего с менталитетом — в Европе горизонт планирования идет на 100 лет: дедушка владел этим магазином, папа, мои дети, мои внуки будут работать в этой компании. У нас в стране горизонт планирования — максимум три года, и поэтому ритм другой: все процессы внутри компании рваные, начальство меняется регулярно. К идее четырехдневки присматриваются, но никто всерьез пока это не делает»,— констатирует Владимирская.

В России перейти на четырехдневку неоднократно призывал Дмитрий Медведев. А некоторые компании — например, «АвтоВАЗ» и «Билайн» — вводили ее в порядке эксперимента. Впрочем, сами россияне отдыхать больше не готовы. Как показал проведенный сервисом Superjob опрос, идею поддержала лишь треть жителей страны. Впрочем, как заявили позже в Минтруде, пока предпосылок для сокращения привычной для россиян пятидневки там «не видят».

Елизавета Скобцова

Вся лента