Новых рок-звезд найдет алгоритм

Музыкальная индустрия ищет таланты при помощи ИИ

Многолетняя практика поиска новых талантов в музыкальной индустрии при помощи специальных менеджеров и продюсеров начинает сталкиваться с растущей конкуренцией со стороны новых технологий. Появляется все больше сервисов и стартапов, которые используют для поиска новой качественной музыки от неизвестных авторов искусственный интеллект (ИИ). На эти сервисы стали обращать внимание и крупные рекорд-лейблы.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В недавнем интервью журналу Rolling Stone Майк Шинода из Linking Park заявил, что «алгоритмы уже начали заменять специалистов, занимающихся поиском новых музыкантов (A&R-менеджеры)»: «Я думаю, что нынешние тренды в музыке уже сейчас больше движимы алгоритмами, а не людьми. И если слушателей такая ситуация устраивает, то пусть так и продолжается».

Не секрет, что многие известные музыканты получили возможность выйти на большую сцену благодаря случайности. Джими Хендрикса, игравшего в составе малоизвестной группы, случайно услышала в одном из баров Линда Кейт, подруга гитариста Rolling Stones Кита Ричардса. Икона гранжа Курт Кобейн как-то признался, что рассылал свои демозаписи по всем рекорд-лейблам и радиостанциям и в какой-то момент даже был близок к отчаянию. Борис Гребенщиков рассказывал, что никому еще не известный Виктор Цой спел ему пару своих песен после случайного знакомства в пригородной электричке. Но шансы пробиться к аудитории становятся еще меньше, если новые исполнители живут вне стран с развитой индустрией шоу-бизнеса, скаутов и продюсеров, с которыми еще надо познакомиться и расположить к себе: США, Японии, стран Западной Европы и т. д. Впрочем, в последнее время и развитый шоу-бизнес нередко критикуют за то, что продюсеры и агенты увлекаются выбором в пользу исполнителей, которые просто платят деньги за ротацию — сами или при помощи своих спонсоров. В этом случае слушателям предлагается не что-то новое и оригинальное, а проплаченные исполнители с композициями, которые построены на использовании уже популярных стилей или приемов.

Решить проблему поиска новых талантов должны были новые стриминговые сервисы типа Spotify или Soundcloud, куда поместить свою музыку, минуя продюсеров и лейблы, может даже начинающий музыкант.

Но в какой-то момент количество новых треков, загружаемых на Spotify, стало превышать десятки тысяч в день, поэтому искать новые таланты вручную стало просто физически невозможно.

В феврале музыкальная платформа Andrson запустила сервис ReWrapped, который анализирует предпочтения слушателя на Spotify и выводит его на новых исполнителей, зарегистрированных на Andrson. Разработчики сервиса считают, что он поможет не только слушателям, ищущим новых исполнителей, но и самим исполнителям, которые не могут найти своих слушателей.

Несколько месяцев назад сингапурский стартап Musiio запустил функцию теггинга для загружаемой пользователями собственной музыки, которая поможет новым трекам попадать в плейлисты и предлагаемые композиции на стриминговых платформах. «Когда на Spotify каждый день публикуется до 40 тыс. треков в день, исполнителю нужно дать новые способы пробиться к успеху»,— отмечает сооснователь Musiio Хейзел Севедж.

Осенью прошлого года китайский интернет-гигант Tencent инвестировал в британский сервис Instrumental, который при помощи ИИ занимается поиском новых талантов в шоу-бизнесе.

Крупные компании тратят деньги на подобные сервисы не только ради любви к искусству — по оценкам Midia Research, сегмент DIY, или независимых исполнителей, стал самым быстрорастущим в музыкальной индустрии, составив $870 млн в 2019 году и уже $1 млрд в 2020 году.

В ноябре Warner Music сообщила, что стала подписывать вдвое больше новых исполнителей после того, как в 2018 году приобрела специализированный канадский ИИ-сервис по анализу музыки Sodatone.

Некоторые эксперты считают, что крупным компаниям до сих пор сложно искать новые таланты среди независимых музыкантов, поэтому у небольших стартапов есть конкурентное преимущество. «Если вы посмотрите на сайт Sony Music, то увидите, что там написано: "Мы не принимаем несогласованные демозаписи",— сообщила в интервью The Guardian Хейзел Севедж.— И как можно быть одной из крупнейших звукозаписывающих компаний мира, если ты не хочешь, чтобы тебе присылали новую музыку?»

Евгений Хвостик

Вся лента