Электросамокаты набирают обороты

Их продажи в Петербурге увеличились вдвое

Участники рынка фиксируют повышенный спрос на электротранспорт в Петербурге. Некоторые сети отмечают двукратное увеличение продаж электросамокатов с начала лета. Интерес к этому виду транспорта связывают с возросшей популярностью и наступлением теплой погоды, но на динамике продаж также могли сказаться введенные запреты по аренде электросамокатов. Эксперты подчеркивают, что законодательная лакуна с использованием электротранспорта сохраняется, а для безопасного и комфортного существования всех участников дорожного движения требуется строительство велодорожек.

По мнению экспертов, для безопасного и комфортного существования пешеходов, автомобилистов и двухколесного транспорта требуется развитая велосипедная инфраструктура

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В «М.Видео» и «Эльдорадо» отмечают увеличение продаж электросамокатов более чем в два раза в 2021 году по сравнению с прошлым годом. «За последнюю неделю продажи увеличились на 15%, влияние могли оказать как сезонный, так и отложенный спрос и промоакции»,— прокомментировали “Ъ” в ритейлере. Тенденцию роста спроса подтверждают в интернет-магазине Ozon: в июне в Петербурге покупали в 2,3 раза больше электросамокатов, чем в аналогичный период прошлого года. «Традиционно в теплое время года спрос на электросамокаты увеличивается. Средний чек составляет около 22 тыс. рублей»,— добавляют там. Основатель франчайзинговой сети «Велодрайв» Кирилл Остапенко подчеркивает, что продажи электросамокатов в городе выросли на 20%.

Это простой в использовании и малогабаритный вид транспорта для перемещения по городу со скоростью до 25 км/ч на короткие или длинные расстояния, говорят участники рынка. Однако правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности (СИМ, включают электросамокаты, моноколеса, гироскутеры) до конца не регламентированы. Минтранс разработал поправки в ПДД, но ранее документ не смог преодолеть фильтр «регуляторной гильотины» в аналитическом центре при правительстве. Таким образом, правовой статус устройств пока не урегулирован, поэтому ГИБДД в ряде регионов наказывает пользователей СИМ как водителей мопедов, если мощность электродвигателя более 250 ватт.

«С января по май 2021 года в России зарегистрировано 112 ДТП с участием СИМ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил почти 195%»,— сообщила официальный представитель ведомства Ирина Волк. Резонанс теме придали недавние инциденты в Петербурге. В июне девушка на электросамокате сбила 11-летнего мальчика (с травмой руки он попал в больницу) и скрылась с места происшествия. Против нарушительницы заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). В этом же месяце СК задержал мужчину, которого подозревают в том, что, управляя самокатом, он наехал на пятилетнюю девочку, а затем скрылся.

Популярность СИМ возросла с появлением кикшеринговых сервисов (поминутная аренда электросамокатов). Крупнейшими по доле рынка в Петербурге являются Molnia, Whoosh и Urent (общее количество электросамокатов в парке превышает 5 тыс. единиц). После прошедших за последний месяц обысков Следственного комитета в кикшеринговых компаниях и приостановки их работы представители отрасли и комитет по транспорту подписали соглашение, регулирующее основные параметры использования СИМ в Петербурге, в частности, максимальная скорость передвижения снижена до 20 км/ч, а на центральных магистралях, в том числе на Невском проспекте,— до 15 км/ч.

СИМ должны быть приравнены к транспортным средствам, соглашается член Общественной палаты России Александр Холодов, подчеркивая, что пользователям необходимы защитная экипировка и шлем, а скорость передвижения (до 25 км/ч), как и вес оборудования (до 35 кг), должны быть ограничены. Предполагается, что контролировать нарушителей будет ГИБДД.

Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников считает, что поймать нарушителя — владельца электросамоката будет сложно. В целом, отмечает он, для управления транспортным средством со скоростью выше 30 км/ч должны быть введены водительские права категории М (сейчас применяются для мопедов). Для безопасного и комфортного существования пешеходов, автомобилистов и двухколесного транспорта требуется развитая велосипедная инфраструктура, уверен он.

Руководитель «Петербургского велообщества» Павел Хусу добавляет, что строительство велополос позволит перенаправить электросамокаты с тротуаров на специальные дорожки, но в Петербурге их введено только 130 км. Он считает, что поправки в ПДД, устанавливающие порядок работы СИМ, скорее всего, будут рассмотрены уже новым составом Госдумы после выборов осенью 2021 года.

Яна Войцеховская, Анна Семенова, Алина Лаврикова, Екатерина Логвиненко

Вся лента