«Будущее лизинга за онлайн-сделками»

Игорь Тисленко о трендах на рынке лизинговых услуг

Кризисные явления прошлого и нынешнего годов, связанные с пандемией коронавируса, оказали негативное влияние далеко не на все отрасли финансового рынка России. В частности, лизинговые компании показали значительный рост объема продаж, в основном по причине взятого еще до ограничительных мер курса на цифровизацию своего бизнеса. О росте показателей, новых вызовах и трендах на рынке лизинговых услуг, а также о формировании новой ниши независимого от банковского сектора лизинга рассказал региональный директор компании «Интерлизинг» по Южному федеральному округу Игорь Тисленко

Игорь Тисленко, региональный директор компании «Интерлизинг» по Южному федеральному округу

— С какими результатами компания «Интерлизинг» закончила 2020 год и первый квартал 2021 года? Что стало драйверами роста?

— В целом 2020 год был достаточно интересен и необычен для всех нас. С точки зрения результатов, пожалуй, тоже. Год мы закрыли с результатом 20,7 млрд руб., показав прирост более чем в 40% по сравнению с 2019 годом. Из драйверов роста, пожалуй, стоит отметить сферу сельского хозяйства и дорожно-строительную отрасль, которые в силу определенных факторов были в меньшей степени подвержены ограничениям, связанным с пандемией коронавирусной инфекции.

Что касается первого квартала текущего года, то также отмечается положительная динамика объема продаж. По нашей компании рост относительно аналогичного периода 2020 года составляет более 40% (из 4,3 млрд руб. мы выросли до 6 млрд руб.). Основным преимуществом, которое можно выделить на рынке лизинговых услуг за рассматриваемый нами период времени, стала удаленная работа, которая позволила нам и в прошлом году, и в этом быть на связи с клиентами практически 24 часа в сутки семь дней в неделю из любой точки страны. Также отмечу оптимизированные и автоматизированные рабочие процессы, которые, по сути, минимизировали физическое участие сотрудников нашей компании и позволили в онлайн-режиме осуществлять все взаимодействие с клиентами и партнерами.

— Какие услуги пользуются наиболее высоким спросом у ваших клиентов? Есть ли отличия в Краснодарском крае по сравнению с другими регионами?

— Основным отличием Краснодарского края от других регионов является его географическое положение. Кроме того, это высокоразвитое сельское хозяйство и легкая промышленность. В целом по популярности продуктов и услуг самым востребованным в регионе является лизинг без оценки финансового состояния. Это продукт, который позволяет максимально оперативно, быстро и практически без сбора документов приобрести клиенту необходимое имущество: будь то легковой автомобиль, грузовик, спецтехника или оборудование. И, раз уж мы говорим про специфику Краснодарского края, то это сезонные графики, что максимально востребовано и интересно аграриям, поскольку они позволяют перенести платежи на те периоды, в которых у сельхозпроизводителей имеется максимальная ликвидность и выручка. Речь идет о сезоне реализации урожая. То есть существует возможность осуществлять всего один крупный платеж в год, например, в ноябре, после получения максимальной выручки. Остальные месяцы, когда у аграриев идет генерация расходов на посевную и на содержание техники, они платят минимальные платежи, которые составляют менее 1% от суммы платежа в конце сезона.

— Как пандемия повлияла на работу компании?

— Я бы не стал говорить о влиянии пандемии коронавируса на работу именно нашей компании, поскольку мы давно стремились к цифровизации бизнеса, к возможности работы онлайн, к оптимизации контактов с целью ускорения процесса и удешевления стоимости услуг, что позволяет нам предлагать более конкурентные условия на рынке. К моменту начала самоизоляции, в конце марта прошлого года, у нас была полностью готова, отстроена и протестирована система удаленной работы для всех сотрудников компании, будь то менеджеры или бэк-офис. С этой точки зрения для нас пандемия прошла практически безболезненно, и результат первого полугодия 2020-го это только подтвердил — мы приросли по сравнению с предыдущим годом на 70%.

— В начале апреля было объявлено, что клиенты компании «Интерлизинг» смогут приобретать технику онлайн, без участия сотрудников. Есть ли спрос на подобные услуги в Краснодарском крае?

— Это достаточно свежая для рынка история. Сегодня редко можно встретить компании, предлагающие подобные услуги онлайн, но мы отмечаем, что спрос на них растет и количество заявок имеет положительную динамику, поскольку это удобно. Пока это еще скорее непривычно, но инновация позволяет клиенту, находясь в любом месте в любое время, удовлетворить свою потребность в получении финансирования нужной техники или оборудования. Опять же, возвращаясь к истории 2020 года, когда большинство компаний перешло в формат работы хоум-офиса, грани рабочего времени оказались размыты и остаются такими по сегодняшний день. Уже давно никто не удивляется звонку или письму от клиента после 18 часов вечера, или до девяти утра, или между пятницей и понедельником. С этим прицелом мы и развиваем сейчас возможность подачи заявок и заключения онлайн-сделок. Это экономит время и ресурсы, в конце концов — это просто удобно.

«Планы наши достаточно просты, но амбициозны. Мы планируем дальнейшее развитие компании, а также филиальной сети. На сегодня их по стране уже более 25. В прошлом году мы открыли филиал в Ставрополе, два месяца назад — филиал в Сочи, в этом же году мы появились в Дальневосточном федеральном округе.»

— Как это новшество скажется на рынке лизинговых услуг?

— Я не думаю, что рынок изменится глобально, но скорость реализации сделок должна вырасти. Мы уйдем от бумаги. Сегодня с каждым месяцем мы все больше подписываем договоров через электронный документооборот, не печатая огромную кипу бумаг, не встречаясь с клиентами лично или не обмениваясь документами по почте, если, например, одна сторона сделки находится в другом городе. Это колоссально экономит время. За этим будущее.

— Доля фондирования лизинговых компаний за счет банковских кредитов по итогам 2020 года достигла минимума за пять лет. С чем это связано? Каким образом ведется работа без участия банков? Как это, опять же, влияет на рынок?

— Первый объективный фактор, который повлиял на данную тенденцию в 2020 году,— это, безусловно, пандемия. Рынок относительно 2019 года уменьшился примерно на 20%. Если же смотреть в целом на инструменты фондирования, то именно в прошлом году получил достаточно серьезное развитие рынок частного капитала. Речь идет о частных инвестициях в отличие от привычного кредитования. Кроме того, лизинговые компании стали более активно использовать собственный капитал и облигационные займы. Мы в 2020 году впервые разместили облигационный заем на 1 млрд руб. Это еще раз подтверждает высокую заинтересованность частного капитала в подобных инвестициях, весь выпуск был раскуплен в пределах месяца. Сейчас мы работаем над очередным размещением, уже в больших объемах. Это выгодно, это интересно, это развивает нас, повышает нашу инвестиционную привлекательность. Кроме того, это позволяет более свободно чувствовать себя на рынке, не завися от одного источника фондирования.

— Значит ли это, что независимость лизинговых компаний от банков формирует на финансовом рынке новую нишу автономного лизинга?

— Безусловно. Все эти инструменты были доступны всегда, всегда можно было разместить облигации, всегда можно было продать векселя, всегда можно было привлечь частные деньги, но сегодня лизинг стал более технологичен и за счет этого более привлекателен для сторонних инвесторов по сравнению с тем, как это было лет пять-десять назад. Тогда это воспринималось как придаток банковских операций. Сегодня это самостоятельный полноценный бизнес, который интересен и с точки зрения капиталовложений и который, что немаловажно для инвесторов, достаточно высокодоходен, если даже сравнивать с обычными инвестициями, начиная от депозитов, заканчивая ценными бумагами.

— Эксперты говорят, что на сельхозтехнику в РФ в этом году наблюдается ажиотажный спрос. Согласны ли вы с этим утверждением? С чем это связано? Есть ли тенденции к дальнейшему росту? Насколько выросли продажи сельхозтехники в Краснодарском крае?

— Согласен полностью. Это факт, подтвержденный статистическими данными. Основная причина этого — 2020 год, в котором наблюдался сдержанный спрос на обновление аграриями основных средств. Как следствие, было частично сокращено производство российской и поставки зарубежной техники. Соответственно, сейчас мы наблюдаем обратную реакцию, получая текущий спрос этого года плюс отложенный спрос 2020-го. Естественно, это не может не повлиять на рынок предложений. Сегодня сельхозтехники не хватает «здесь и сейчас». Если смотреть на сроки поставки, которые были в прошлом году, и сроки поставки в этом году — они существенно отличаются. Краснодарский край в этом ключе — передовик, как крупнейший аграрный регион страны, но в целом такая тенденция наблюдается по всему югу России, и я считаю, что это скорее плюс, чем минус.

— Какие планы и задачи ваша компания ставит на 2021 год?

— Планы наши достаточно просты, но амбициозны. Мы планируем дальнейшее развитие компании, а также филиальной сети. На сегодня их по стране уже более 25. В прошлом году мы открыли филиал в Ставрополе, два месяца назад — филиал в Сочи, в этом же году мы появились в Дальневосточном федеральном округе. Планируем продолжить такую же динамику нового бизнеса, как это было в 2019–2020 годах. Запланирован рост бизнеса минимум на 30% — до 27 млрд руб. И, естественно, грандиозные планы по дальнейшей автоматизации и диджитализации бизнеса, по расширению возможности работы онлайн, ускорению и упрощению процессов, а также предложение клиентам новых уникальных современных продуктов.

ООО «Интрелизинг»

Вся лента