ФАС послушает былины о Богатыре

Аукцион на месторождение обрастает жалобами

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала рассмотрение жалобы «Ростеха» на условия проведения аукциона на угольное месторождение Богатырь. По данным “Ъ”, поводом стали спецусловия, среди которых у «Ростеха» сложности может вызвать только одно: необходимость заказать на российских верфях и быстро ввести в эксплуатацию пять крупнотоннажных балкеров. На этом настаивал «Коулстар» Эдуарда Худайнатова, конкурирующий с госкорпорацией. На крупнотоннажном судостроении специализируется дальневосточная верфь «Звезда» «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка, у «Ростеха» же своих верфей сейчас нет.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

«Ростех» подал в ФАС жалобу на действия Роснедр — организатора торгов на угольный участок Богатырь Горловского бассейна в Новосибирской области. Жалобу, которую подала созданная для участия в аукционе структура госкорпорации «РТ-Богатырь», начали рассматривать 24 мая, но в деле, сообщили “Ъ” в ФАС, был объявлен перерыв до 27 мая. В «Ростехе» отказались от комментариев.

Запасы месторождения Богатырь составляют более 300 млн тонн высококачественных антрацитов, прогнозные ресурсы — 2,4 млрд тонн. В ближайшие три-пять лет запасы углей могут отрабатываться в северной части участка. Для центральной и южной частей необходимо провести комплекс геологоразведочных работ длительностью не менее десяти лет.

Месторождение соседствует с активами «Сибантрацита», который участия в аукционе не принимает. Но сама компания может быть продана «А-Проперти» Альберта Авдоляна, который имеет партнерские отношения с «Ростехом». Кроме госкорпорации, заявки подали «Коулстар» Эдуарда Худайнатова и принадлежащая ему же компания «Антарес». Еще один малоизвестный участник — «Разрез Ташебинский» — зарегистрирован в Хакасии, где находятся угольные активы «Коулстара», но с крупными игроками, по данным ЕГРЮЛ, не связан и принадлежит Игорю Марканову.

По информации “Ъ”, претензии «Ростеха» могут быть связаны с особыми условиями аукциона.

Помимо требования не быть офшором, с чем у госкорпорации не возникнет проблем, победитель должен гарантировать транспортировку не менее 10 млн тонн добытого угля в год по железнодорожной ветке Бердск—Новоалтайск, примыкающей к Транссибу.

На своих активах в регионе «Сибантрацит» добывает более 14 млн тонн металлургического угля и около двух третей — около 9 млн тонн — вывозит по этой линии, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Однако, по его словам, ветка не является узким местом сети, поэтому появление там 10 млн тонн объемов Богатыря вряд ли будет чувствительным.

Более сложным выглядит другое условие: победитель должен построить на российских верфях и ввести в эксплуатацию к моменту начала промышленной добычи не менее пяти крупнотоннажных специализированных судов для вывоза угля.

Гендиректор «Коулстара» Борис Варшавский, сообщал РБК, в августе 2020 года предлагал Владимиру Путину обязать претендентов на Богатырь заключать контракты на строительство не менее десяти судов.

У «Ростеха» нет сейчас своих верфей. Зато на крупнотоннажном судостроении специализируется «Звезда», подконтрольная консорциуму во главе с «Роснефтью», которой господин Худайнатов руководил в 2010–2012 годах. В Роснедрах в ответ на вопросы “Ъ” лишь подчеркнули «экономическую значимость» Горловского месторождения, которая и обуславливает проведение аукциона с особыми условиями.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин поясняет, что победитель аукциона получит доступ к качественному антрациту, сопоставимому по своим характеристикам с продукцией «Сибантрацита». Этот уголь, отмечает эксперт, стоит дороже высококачественного энергетического угля и используется в металлургии и промышленности, поэтому риски резкого снижения спроса на него меньше, чем у других марок.

Евгений Зайнуллин, Наталья Скорлыгина

Вся лента