Цена вопроса

Замруководителя направления «Климат и зеленая энергетика» ЦСР Олег Колобов об атомной энергетике в низкоуглеродной повестке

На АЭС приходится чуть более 10% глобальной выработки электроэнергии и 28% глобальной выработки низкоуглеродной электроэнергии. Но эти доли сокращаются, а сама отрасль переживает не лучшие времена, подвергаясь сильному конкурентному давлению со стороны ВИЭ, стоимость которых снижается. Атомная энергетика испытывает серьезные сложности с привлечением финансирования даже в поддерживающих ее странах. Парк реакторов в мире неумолимо устаревает.

Фото: пресс-служба ЦСР

В середине 2020 года использовалось 408 реакторов средним возрастом 30,7 года. Возраст 66% реакторов в мире превысил 31 год, в том числе 10% — 41 год. Наиболее остро проблема стоит в развитых странах: средний возраст реактора в ЕС и США превысил 35 и 40 лет соответственно. И если старые реакторы активно выводят из эксплуатации в основном по политическим причинам, то новые проекты сталкиваются с проблемами уже по экономическим причинам (превышение изначальной стоимости и задержки в строительстве).

Тем не менее в последнее время на фоне глобальных тенденций перехода к низкоуглеродному развитию атомная энергетика заручилась политической поддержкой. Так, в конце марта 2021 года Еврокомиссия заявила о возможном включении атомной энергетики в таксономию устойчивого финансирования ЕС. В план по созданию рабочих мест президента США Джо Байдена стоимостью $2 трлн были включены вопросы финансирования перспективных реакторных технологий и повышения эффективности действующих реакторов.

Важность атомной энергетики для осуществления низкоуглеродного энергоперехода осознают и другие страны. В частности, Китай — один из немногих участников Парижского соглашения по климату, кто включил атомную энергетику наряду с ВИЭ в план выполнения своих обязательств по сокращению выбросов СО2. Именно на Китай пришелся практически весь прирост выработки атомных станций после аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. А к 2030 году, по прогнозам Международного энергетического агентства, Китай станет мировым лидером по количеству реакторов, опередив ЕС и США. Драйверами развития атомной энергетики в мире остаются также Россия, Индия и ближневосточные страны.

Политическая поддержка, оказываемая атомной энергетике, имеет объективные причины. АЭС вырабатывают электроэнергию почти непрерывно (коэффициент использования установленной мощности, как правило, составляет 90% против 15–20% у ВИЭ), при этом выработку АЭС можно регулировать, пусть и в ограниченных пределах. Это делает АЭС надежным источником низкоуглеродной электроэнергии.

Вместе с тем АЭС способна производить не только электрическую, но и тепловую энергию, их можно использовать для опреснения воды и производства водорода, способствуя тем самым развитию другого вида чистой энергии. АЭС занимает значительно меньшую площадь в расчете на единицу мощности: в 75 и 360 раз меньше по сравнению с солнечной и ветряной генерацией соответственно, по оценкам американского Института по атомной энергии. Потребность в большой территории для ВИЭ может стать проблемой для густонаселенных стран, а также вызовом для обеспечения продовольственной безопасности.

Большие надежды возлагаются на реакторы малой и средней мощности, в частности, на так называемые малые модульные реакторы. Они в целом сохраняют преимущества более крупных аналогов, но значительно дешевле и быстрее в строительстве.

Олег Колобов, заместитель руководителя направления «Климат и зеленая энергетика» Центра стратегических разработок

В ожидании обогащения

Как климатическая повестка повлияет на стоимость урана

Читать далее

Вся лента