«Постоянно жить воспоминаниями утомительно и скучно»

Инна Волкова о новом альбоме группы «Колибри»

За 23 года существования, с 1988 по 2011 год, петербургская группа «Колибри» выпустила шесть альбомов в диапазоне от барокко-попа до альтернативного рока в сотрудничестве с лучшими музыкантами Санкт-Петербурга из групп «Аквариум», «Телевизор», Tequilajazzz, «Препинаки» и др. В 2011 году девушки, в разные годы записавшие хиты «Женские штучки», «Желтый лист осенний», «Орландина», «Американская жена», «Волна» и «Темочка», решили, что больше группе сказать нечего, и разошлись в разные стороны. Сегодня на цифровых площадках появились 15 песен «Колибри» под обложкой альбома «Счастья нет», который участница группы Инна Волкова в разговоре с Борисом Барабановым назвала «последним».

Фото: предоставлено группой «Колибри»

— Инна, альбомом жизнь этих песен ограничится, концертная деятельность невозможна, так?

— Совершенно верно. Но и альбом — это немало. Наш последний альбом получился гораздо лучше, чем мы сами, чем каждая из нас и все мы вместе.

— С 2011 года участницы «Колибри» музыкой не занимались?

— Нет. Я вообще забыла, как петь. В пандемию мне пришлось прокачивать вокал, смотреть тренинги на YouTube, так что бедному мужу (актеру Александру Баширову.— “Ъ”) пришлось прятаться в другой комнате: «Да-да, конечно, распевайся».

— Наверное, неправильно спрашивать, похож ли новый альбом на «тех» «Колибри», потому что вы в каждом альбоме полностью меняли концепцию и музыкантов. Так что непонятно, что считать истинным звуком «Колибри». И все же: на что это похоже?

— Все эти девушки-дамочки-тетеньки, проживающие под крышей «Колибри», всегда доверяли музыкантам. Ни одна из нас в жизни не нажала ни одной клавиши на записи и не потрогала ни одной струны. Чтобы объяснить музыкантам что-то про мелодии, нам приходилось их напевать. Я до сих пор так делаю: напеваю мелодию в диктофон и отправляю музыкантам. Иногда мне приходит ответ: «Ты не могла бы спеть это хотя бы под метроном?» В «Колибри» девушки всегда отвечали за мелодию, текст и голос. Остальное — мужчины. Так что все вопросы к ним. Единственное, что, например, я могу сделать,-— это нажать на клавишу, чтобы во время записи демо удержать тональность.

— Насколько я понимаю, альбом «Счастья нет» основан на архивах группы.

— В песнях «Народная», «Молодая», «Миленький» и «Лиза» вы слышите голоса, записанные во время сессий 2003 года, а вокальный трек в песне «Мальчики невезучие» — это вообще 1998 год. Отправной точкой для альбома действительно стали архивы — концертные аранжировки, сохраненные в синтезаторе нашего бывшего гитариста Андрея Градовича, и записи, сделанные на «Мелодии» в 2003 году. Однако наш нынешний аранжировщик Виктор Санков не тот человек, который будет использовать чужие аранжировки. Он сделал десять песен, а наш давний компаньон Олег Эмиров (создатель музыкального оформления канала НТВ.— “Ъ”) — пять. Большую часть вокальных треков мы с Ириной Шароватовой записали в 2020 году. В песнях «Мэри» и «Внедорожная» звучит и вокал Елены Юдановой. Она больна, поэтому ребята приезжали с аппаратурой к ней домой. Остальные ее вокальные дорожки — из тех, что лежали и ждали своего часа.

— «Колибри» были, вероятно, единственной заметной женской группой в пространстве отечественной рок-музыки, во всяком случае, до появления Pep-See. Сейчас слова «женская группа» звучат устрашающе, ждешь феминистской проповеди. Вы в те годы как-то обсуждали или формулировали свою миссию или гендерную особенность? Вы гордились тем, что «Колибри» — это когда «девушки поют»?

— Совсем нет. Наташа Пивоварова, собравшая группу, воспринимала женскость группы не более чем прикол. Фишечка такая. Она же нас собрала под программу советских шлягеров 60-х, репертуар там был из песен Миансаровой, Пьехи и так далее. Да и чисто женской группой мы стали не сразу. Две мужские песни в ранних программах исполнял Лео Васильев.

— Что происходит с наследием Наташи Пивоваровой? Насколько я помню, у нее были сольные песни и еще остались какие-то дневники.

— Когда в 1998 году Наташа ушла из группы, она поступила абсолютно правильно, хотя это и был тяжелый момент и для нас, и для публики. Этот ее интуитивный шаг помог нам прожить дольше. Это был период, когда мы друг друга видеть и слышать лишний раз не могли. Она ушла — и у нас открылось новое дыхание. Мы были счастливы втроем, как прежде — вчетвером. Я услышала песни, которые Наташа делала без «Колибри», только в 2007 году на ее поминках. Поминки были в каком-то большом черном питерском клубе. И там громко звучал Наташкин голос. Я вдруг поняла, что Наташа любила в музыке не то, что мы делали в «Колибри». То, что она делала без «Колибри»,— это другое. Она не старалась быть какой-то особенно изысканной. И в этом, наверное, была более честна перед собой. Что же касается дневника, то это был толстый фотоальбом, в который она вклеивала фотографии «Колибри» и писала смешные заметочки. Вела таким образом нашу биографию. Этот альбом хранится у наследников. И они читают о группе, которую их мамочка создала. Это очень милый дневник. И эти заметки и фото мы, скорее всего, используем в переиздании «Манеры поведения» (1991).

— В последние годы один за другим снимаются художественные и документальные фильмы о Ленинградском рок-клубе, одна круглая дата следует сразу за другой, в общем, идет вакханалия воспоминаний. Она вас радует, трогает?

— Для меня все времена хороши. Тогда было хорошо. И потом было хорошо. И сейчас хорошо. Каждый день — новый. Переместиться туда, в прошлое, я не хотела бы. Я благодарна тому времени. Но постоянно жить воспоминаниями утомительно и скучно. В прошлом году на фестивале «Стереолето» я познакомилась с группой «Бабба». Мы с ними подружились, и они предложили мне записать вместе новую песню. Я записала свой вокал, песня скоро выйдет, все ужасно рады. Вот это — интересно. Жизнь движется вперед.

— В прошлом году вы выпустили книгу воспоминаний «Статус: одна из "Колибри"». Теперь напрашивается фильм, хотя бы документальный.

— Было несколько разговоров со сценаристами, которые были готовы написать историю «Колибри» для игрового кино. Мы бы не возражали. Но пока не происходит ничего определенного. А документальные фильмы есть, и есть еще предложения от молодых кинематографистов. Лично я выкладываюсь в соцсетях, а на то, чтобы зажечься еще и фильмом, меня уже не хватает.

— Я слышал, что Анна Кипяткова из группы Pep-See исполняет песни «Колибри» на концертах без вашего разрешения. Это так?

— Мне об этом рассказывали. Я не поклонница группы Pep-See, но я рада, что они есть, и в особенности — что они были. Мне говорили, что Аня поет песни Наташи Пивоваровой и Лены Юдановой. Если бы Лена позволила Ане петь эти песни, думаю, я бы об этом знала. И если бы Аня обратилась к наследникам Наташи с такой просьбой, я бы тоже об этом знала. Если бы Аня обратилась, Лена, я думаю, не отказала бы. Этого не произошло. И это некрасиво.

— А можно ли пофантазировать о том, что если сами участницы «Колибри» уже никогда не выйдут на сцену, то можно собрать некий состав вокалисток, безусловно, под вашим контролем, которые станут официальной, сертифицированной кавер-группой?

— Самое удивительное в том, что я веду переговоры на эту тему. Пока что они на паузе, потому что после альбома выйдет еще и трибьют «Колибри». Им занимается петербургский продюсер Денис Рубин. Это будет молодежь, которая сможет пересмотреть материал, дать ему новую жизнь, новую кровь. После альбома мы переиздадим бэк-каталог, а потом выпустим этот трибьют. «Возродить "Колибри"» — наверное, это звучит слишком громко, но нам хочется, чтобы снова открылась зона внимания к группе.

Вся лента