Не наше собачье дело

Приз ММКФ присужден румынскому фильму «#засранка»

Завершил работу 43-й Московский международный кинофестиваль. Главный приз жюри, возглавляемого филиппинским режиссером Брильянте Мендосой, присудило румынской картине «#засранка».

Фильм с эффектным названием, произнося которое вручавший награду член жюри актер Милош Бикович даже замялся, посвящен модной теме интернет-травли. Его главная героиня, скромная банковская служащая, становится объектом ненависти всей страны после того как в сеть попадает видео, на котором ее песика стошнило в метро, а она за ним не убрала. Сюжет подхватывают новостные каналы, на несчастную женщину набрасываются незнакомые люди, ее увольняют с работы, и при этом никто даже не хочет разбираться, какую именно нужду справила собачка. События нарастают как снежный ком и в конце концов доходят до полного абсурда.

Режиссер Андрей Хуцуляк

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Для режиссера Андрея Хуцуляка, начинавшего карьеру как театральный актер, это полнометражный дебют. Принимая награду, он сказал, что не понимает решения жюри, и в этом он не одинок. Да, тема злободневная, но обыграна она очень прямолинейно, в лоб, и в целом картина напоминает расширенный до полного метра скетч. Невольно напрашивается сравнение с победителем Берлинского кинофестиваля этого года — фильмом соотечественника Хуцуляка Раду Жуде «Неудачный трах, или Безумное порно» (на ММКФ он был показан в одной из внеконкурсных программ). Если там схожий сюжет становился отправной точкой для высказывания о сегодняшнем состоянии Румынии и вообще современной цивилизации, то в «#засранке» он так и остается не более чем грубоватым анекдотом. Тем не менее картина впечатлила жюри ММКФ настолько, что получила два приза — второй достался актрисе Андреи Грэмоштяну за лучшее исполнение женской роли.

Жюри, в состав которого кроме Брильянте Мендосы и Милоша Биковича входили бразильский режиссер Карим Айнуз, его российская коллега Нигина Сайфуллаева и композитор Юрий Потеенко, вообще продемонстрировало любовь к сатире, юмору и любительскому театру. Так, специальный приз оно вручило «марксистской вампирской комедии» Юлиана Радльмайера «Кровопийцы», в которой все это тоже есть.

Награда за лучшее исполнение мужской роли досталась иранскому актеру Сохейлу Гханнадану. В фильме Нушин Мераджи «Сын» (еще один дебют в конкурсе ММКФ) он сыграл Фарида, который в свои сорок все еще живет с мамой и имеет довольно смутные представления о жизни. Когда мама неожиданно умирает, растерянный сын пытается приспособиться к одиночеству, но удается ему это с трудом, он раз за разом вляпывается в нелепые ситуации и втягивает в них окружающих. Фильм начинается как комедия, но постепенно приобретает драматический оттенок. А главный герой благодаря теплу и трогательной непосредственности, которую вложил в свою работу актер, вызывает сложную смесь раздражения и сочувствия.

Режиссер Алексей Федорченко

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Еще одну заслуженную награду — за лучшую режиссуру — получил Алексей Федорченко, автор фильма «Последняя "Милая Болгария"», которому, будь в жизни справедливость, полагался бы и главный приз фестиваля. В своей речи российский режиссер подчеркнул, что хочет разделить свой успех со всей командой, работавшей над картиной,— оператором Артемом Анисимовым, художником Алексеем Максимовым, режиссером монтажа Дарьей Исмагуловой и другими.

Режиссер Яннис Александр Кифер (справа)

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Награды на церемонии закрытия фестиваля также раздали жюри короткометражного и документального конкурса. Победителем первого стала немецкая лента «Коллеги», режиссер которой Яннис Александер Кифер сказал, что рассказывает она о нашем общем травмирующем прошлом, и посвятил свою награду Алексею Навальному.

Член жюри документального конкурса, кинокритик Лев Карахан, был не столь откровенен, хотя и туманно намекнул в своем выступлении на «тех, кому где-то за колючей проволокой не дают спать, и мы все понимаем, о ком идет речь». Именно к таким людям и ко всем остальным униженным и оскорбленным, по его словам, привлекает внимание документальное кино. Лучшим фильмом документального конкурса стала «Сабайя» шведского режиссера иранского происхождения Хогира Хирори о женщинах, которых ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация— “Ъ”) удерживает в качестве сексуальных рабынь. Также жюри присудило специальный приз картине Юлии Серьгиной «Амурская Голгофа», посвященной видеоблогеру-оппозиционеру Виктору Торопцеву.

Актер Сергей Никоненко

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Завершилась церемония по традиции вручением почетной награды «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского», или просто «Верю!» Ее обладателем в этом году стал актер Сергей Никоненко, принявший ее из рук президента ММКФ Никиты Михалкова. Старые друзья обменялись воспоминаниями о совместной работе, а главное — о бурном отдыхе от нее, и на этой, ставшей для Московского фестиваля уже привычной, почти семейной ноте он и закрылся.

Юлия Шагельман

Вся лента