«Сети» закрепили сроки

Верховный суд не стал отменять приговор

Судебная коллегия Верховного суда России (ВС) по делам военнослужащих оставила в силе приговор участникам дела «Сети» (признана террористической, запрещена в РФ). Речь идет о «пензенском эпизоде», по которому семь человек были приговорены к срокам от 6 до 18 лет. На заседании осужденные вновь отказались признать вину и заявили о «политическом» характере обвинения. Их адвокаты намерены и далее обжаловать приговор.

Осужденные по делу запрещенной террористической «Сети» террористами себя не признают

Фото: Максим Буданов, Коммерсантъ

Адвокаты участников дела «Сети» выступали в Верховном суде весь вторник; они приводили разные доводы в пользу одного требования — отменить приговор по «политическому делу». Осужденные тоже имели возможность выступить — по видеосвязи из колоний. Первыми слово взяли адвокат Сергей Моргунов и его подзащитный Илья Шакурский (приговорен к 16 годам колонии), вторыми — адвокат Оксана Маркеева и ее доверитель Дмитрий Пчелинцев (18 лет колонии). Господина Шакурского и господина Пчелинцева, напомним, обвинение, а позднее и суд в Пензе сочли создателями и руководителями «Сети». Их приговоры оказались самыми суровыми.

Адвокат Моргунов напоминал, что ФСБ вела «прослушку» телефона подзащитного без санкции суда. «В деле нет ни одного доказательства, что я якобы создатель террористического сообщества»,— добавлял Илья Шакурский. Оксана Маркеева напомнила, что год назад решающим фактором на суде в Пензе стали показания секретных свидетелей. Так, свидетель Зорин писал явку с повинной на следующий день после того, как в его крови «было обнаружено столько алкоголя и наркотиков, что невозможно было выжить». А свидетель Шишкин сначала пропал на сутки, потом «нашелся» избитым и «оговорил Пчелинцева». Также адвокат заявила, что эксперт в области звукозаписи «установил — у следствия было девять фонограмм, которые нарезали как удобно». Далее она несколько минут цитировала протокол Нюрнбергского процесса, а затем вдруг назвала приговор по делу «Сети» «издевательством над законом».

«Полностью поддерживаю»,— присоединился Дмитрий Пчелинцев. Он назвал процесс «жутким фарсом», а затем попросил «вернуть дело суду первой инстанции или прокурору или переквалифицировать на ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства)».

По делу «Сети», напомним, в Москве, Петербурге и Пензе были задержаны в общей сложности 11 человек. В феврале 2020 года военный суд в Пензе приговорил семерых к лишению свободы на сроки от 6 до 18 лет по обвинению в создании террористической организации или участии в ней (ст. 205.4 УК РФ). Трое осужденных также признаны виновными в незаконном хранении огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ) и взрывчатых веществ (ч. 1 ст. 222.1 УК РФ). Помимо уже указанных приговоров Дмитрию Пчелинцеву и Илье Шакурскому сроки распределились следующим образом: Андрей Чернов — 14 лет, Максим Иванкин — 13 лет, Михаил Кульков — 10, Василий Куксов — 9 лет, Арман Сагынбаев — 6 лет. Никто из них не признал вины. Дело получило резонанс из-за сообщений нескольких фигурантов о признаниях под пытками. Год назад «Медуза» (внесена в реестр так называемых СМИ-иноагентов) опубликовала расследование, в котором допускалось, что часть осужденных могут быть причастны к убийству двух бывших товарищей. СКР после этого возбудил еще одно уголовное дело, однако о расследовании мало что известно.

Адвокат Александр Федулов уличал экспертов обвинения в «осознанной даче ложных показаний». Защитник Игорь Кабанов напоминал, что его доверитель Михаил Кульков в мае 2015 года проходил службу в армии — из этого, по мнению господина Кабанова, следовало, что господин Кульков никак не мог стремиться вступить в террористическую ячейку.

«ФСБ вообще ничего не соблюдает», — говорил суду адвокат Станислав Фоменко, указывая на множественные нарушения УПК.

По мнению адвоката Константина Карташова, суды в деле «Сети» тоже не очень тщательно соблюдали требования УПК — например, «не расписали структуру террористического сообщества» ни на одной из 99 страниц приговора. Защитник связывал этот факт с отсутствием террористической ячейки как таковой. Адвокаты Армана Сагынбаева Светлана Байтурина и Ольга Рахманова указывали, что их доверитель тяжело болен, но суды отказываются учитывать этот факт, как и его заявления о пытках.

«За отсутствие состава преступление мне дают 13 лет, почему?» — спросил у суда Максим Иванкин. Василий Куксов заявил, что полицейские подбросили ему оружие. Но прокурор Юзеф Мацкевич заявил, что судами первой и второй инстанций «нарушений не допущено»: «Мы установили, что все доказательства, положенные судом в основу приговора, исследованы в полном объеме, приговор законный и справедливый». Коллегия судей под председательством Игоря Крупнова удовлетворила просьбу господина Мацкевича оставить решение в силе. Для адвокатов решение не стало сюрпризом: Оксана Маркеева и Константин Карташов уточнили, что защита будет его обжаловать в президиуме Верховного суда, и напомнили, что жалобы в ЕСПЧ на несправедливое судебное разбирательство по делу «Сети» были направлены еще в 2018 и 2019 годах.

Александр Александрович, Мария Старикова

Фотогалерея

Осужденные по делу «Сети»

Смотреть

Вся лента