«Купил трактор и поехал пахать!»

Пожалуй, это лучший рецепт, как начать свое дело.

И жюри Национальной премии «Бизнес-Успех» с этим согласно. Региональный этап премии состоялся 17 декабря в рамках форума «Территория бизнеса — территория жизни». На нем впервые оценивали предпринимателей Ленинградской области. Делимся своими наблюдениями.

Фото: Пресс служба ПСБ

Премия организована российской Общественной палатой, «Опорой России» и Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Ее вручают с 2011 года. За это время в оргкомитет поступило свыше 34 тыс. заявок. Но дело не только в том, что награды престижные и весомые (призовой фонд конкурса составляет 80 млн рублей). Главное — это возможность для предпринимателей рассказать свою историю. Неслучайно мероприятие началось с открытия традиционной уже фотовыставки ПСБ «Бизнес в объективе». За шесть лет ее существования прошло уже 200 подобных выставок банка по всей стране. В этот раз к 700 участникам добавилось 24 героя из Петербурга.

Фото: Пресс служба ПСБ

«Мы хотели показать предпринимательство через объектив фотокамеры: таким, какое оно есть в обычной жизни,— отмечает Александр Хайкинсон, директор департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» . — С трудностями и победами, буднями и яркими моментами. Каждый снимок словно говорит: „Да, быть предпринимателем не всегда просто. Но я рад, что занимаюсь своим любимым делом”».

Фермерам без инстаграма никуда

В номинации «Лучший сельскохозяйственный проект» победил сервис доставки свежей зелени и овощей «Жили-Растили». Его основатель Алексей Садов (фамилия, между прочим, настоящая!) умело использует соцсети для продвижения своего бизнеса. Например, он ежемесячно публикует результаты лабораторных исследований на нитраты, показывает, как растут салаты и клубника. Свой товар он не зря называет «инстаграмируемым»: покупатели охотно делают селфи с «зелеными коробками» и с удовольствием участвуют в акциях. Самая масштабная из них — «День поля». В сезон клиенты сервиса целыми семьями приезжают на сбор урожая в Гатчинский район, устраивают дегустации гороха и кейла и, конечно, фотосессии в зарослях романеско и цветной капусты. Мероприятие проводится по выходным и собирает до 300 человек.

Кстати, премию в номинации имени Сергея Выходцева, учрежденную ПСБ, и спецприз от оргкомитета тоже получили сельскохозяйственные проекты — компания Андрея Богданова «Родные ладони» (Волосовский район) и ферма Артемия Горшкова (Гатчинский район).

Фото: Пресс служба ПСБ

«Родные ладони» — это сразу всё, что можно придумать на площади в 240 га: молочное животноводческое хозяйство, озера для рыбалки, гостевые домики, просто экскурсии и гастрономические туры, интернет-магазин с доставкой… В Instagram проект также хорошо представлен: можно познакомиться с осликом Коржом, узнать рецепт грушевых лодочек с цитрусовым творогом, выбрать в подарок для гурманов корзину с сырами.

Артемий Горшков специализируется на овощах, от лука до картофеля, но агротуризмом тоже планирует заняться. И именно Артемий — автор той самой фразы про трактор, которая так понравилась и жюри, и зрителям. Он купил технику и просто отправился обрабатывать на ней свою землю. Новички нередко ищут какие-то хитрые способы начать бизнес, но этот вариант самый надежный, пожалуй.

Фото: Пресс служба ПСБ

Правило «Делай для себя» не ржавеет

Лучшим производственным проектом стала компания «Ростин» из города Кириши. Ее история — это просто стартап-классика. Увлеченный рыбак и охотник Сергей Коробов долгое время искал для себя подходящую технику, а потом был вынужден сам сконструировать мотобуксировщик — всесезонный, компактный, плавающий, на который к тому же не нужно получать права. В прошлом году новинку показывали на выставке в Чехии, а этой осенью компания стала официальным поставщиком ООО «Газпром проектирование». Самое замечательное то, что команда Коробова продолжает с азартом испытывать свои разработки российским бездорожьем и организует в Ленобласти «Ростин-тур». В программе — путешествия на мотобуксировщиках, поиски клада и ралли.

Фото: Пресс служба ПСБ

Получается — тиражируй

К традиционным номинациям добавилась еще одна — «Лучший франчайзинговый проект». Это произошло весьма своевременно, ведь франшиза, как заверяет Василь Газизулин, основатель и управляющий партнер TopFranchise.com, один из самых действенных способов выхода из кризиса.

Важно, что участники регионального этапа прошли через Акселератор социальных франшиз совместно с Центром инноваций социальной сферы Ленинградской области. Полезные знания и упаковку для масштабирования своего бизнеса получили все, не только победительница Елена Дашковская с проектом «Говоруша».

Фото: Пресс служба ПСБ

Это центр развития речи, где детям и родителям обеспечивают коррекционное сопровождение по авторской методике. Для успеха такой франшизы есть объективные основания: все больше дошкольников и школьников, увы, плохо говорят, с трудом обучаются чтению, допускают ошибки, как следствие, не способны быстро и качественно учиться.

Нужна помощь — бери

Жюри отметило: показать хорошие результаты даже с небольшим коллективом смогли те компании, которые грамотно воспользовались мерами поддержки — от государства, от региональных фондов, от банков. Последние, между прочим, не только выдавали льготные кредиты, реструктурировали уже взятые и отменяли комиссии.

Светлана Поздеева, директор Департамента массового бизнеса ПСБ, рассказала о безвозмездных грантах для пострадавшего бизнеса (летом 204 предпринимателя со всей страны получили от банка в общей сложности 15 млн рублей) и о популярном нефинансовом проекте банка в интернет-ресурсах банка с понятными разъяснениями, кто может претендовать на помощь от государства и как ее получить. Вовремя перевести язык документов на человеческий — это, оказывается, невероятно ценно.

Фото: Пресс служба ПСБ

А идею сервиса отложенных покупок подал владелец одного ресторана. Ему повезло с клиентами: они были готовы ждать, когда заведение снова откроется, и даже заплатить за будущие обеды и ужины вперед. Но, конечно, всем хотелось гарантий, что деньги не пропадут. «Мы выступили в качестве неких посредников, — объясняет Светлана Поздеева. — Компания продает клиентам сертификаты, те оплачивают их с помощью интернет-эквайринга ПСБ, а мы гарантируем возврат средств, если в итоге услуга не будет оказана. До сих пор ни один сертификат нам не вернули!».

Банк в 2020 году активно участвует в государственных программах по поддержке клиентов малого и среднего бизнеса. При этом предлагает собственные продукты, способные сформировать бизнес-иммунитет. У ПСБ также существует ряд онлайн-сервисов для предпринимателей, с помощью которых можно управлять бизнесом дистанционно.

16+

Вся лента