Пандемию проехали успешно

Перспективы рынка коммерческого транспорта для бизнеса оценили участники круглого стола “Ъ-Удмуртия”

Рынок коммерческого транспорта во второй половине этого года вновь вернулся к росту и увеличению продаж после весеннего локдауна. Дилеры и лизинговые компании отмечают, что позитивный результат июля обусловлен отложенным спросом предыдущих месяцев, возникшим во время приостановки деятельности, а также ослаблением рубля. Хорошие результаты продаж участники рынка связывают и с государственными мерами поддержки. По их прогнозам в следующем году спрос на коммерческий транспорт продолжит расти, что будет способствовать и росту сферы страхования. Подробнее о перспективах участники рынка рассказали на круглом столе “Ъ-Удмуртия” «Транспорт в дело».

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

По данным Автостата продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в октябре увеличились на 7%.Рынок легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта вновь стал показывать рост в июле 2020 года. Тогда продажи увеличились на 6,8%. До этого положительную динамику он показывал в марте. В течение всего второго квартала рынок испытывал падение на фоне пандемии коронавируса и последовавших ограничений на работу автодилеров.

Последствия локдауна

Как рассказал менеджер по работе с корпоративными клиентами официального дилера Volkswagen «ИТС-Авто» Владимир Мухачев, повышенный спрос на коммерческие автомобили компания наблюдает с марта по сегодняшний день. «По причине введенных ограничений на работу заводов в Германии, в Польше в апреле-мае сместилась логистическая цепочка и увеличился срок ожидания автомобилей. Мы рекомендуем нашим партнерам уже сейчас заранее заказывать интересующие их автомобили, чтобы как можно в более короткие сроки выводить их на работу. Поступления нескольких моделей мы ожидаем до конца года, часть из них уже ждут новые владельцы. Действительно мы отмечаем возросший интерес покупателей в последние месяцы в связи с отложенным спросом, а также с дефицитом новых автомобилей всех марок на рынке, который произошел из-за весеннего локдауна»,— пояснил господин Мухачев.

По его словам, спрос их клиентов сохраняется к обновленной серии автомобилей Volkswagen Т6.1, это модели Caravelle и Multivan, которые вмещают большое количество пассажиров и обеспечивают комфорт на высоком уровне.

Директор филиала лизинговой компании Carcade Руслан Магеррамов отметил, что серьезный спад был в апреле, когда действовал запрет на работу, продаж не было. Он подтвердил, что логистические ограничения сильно увеличили спрос, поскольку за этим последовало увеличение стоимости авто.

«Курс валют очень сильно подстегнул спрос, все начали оперативно закупать технику, так как грузовая и коммерческая техника привязана к курсу напрямую. Если легкая техника постепенно догоняет курс валют, там каждый месяц переписываются прайс-листы, то на коммерческую технику курс влияет ежедневно. Это основное, что подстегнуло больший спрос на технику сейчас»,— отметил Руслан Магеррамов.

Он добавил, что в настоящее время предпринимателям тяжело дается развитие и обновление парков. По словам представителя лизинговой компании, спрос по коммерческой технике сдвигается на технику с пробегом, новыми авто парки не обновляются. «Компании, у которых техника была 2011 года выпуска, начинают брать технику 2017-2018 годов. Я считаю, что это не самый лучший тренд, потому что наши клиенты получают не самую современную технику, она не самая экологичная и несет за собой дополнительные затраты. Но у предпринимателей просто-напросто не остается выбора. Второй момент, который сейчас не совсем комфортен для клиентов, ввиду того, что склады у многих дилеров пустые, возникает игра с ценами»,— подчеркнул Руслан Магеррамов.

Он пояснил, что многие поставщики начинают завышать цены на технику, добавляя определенные суммы к текущим розничным ценам. «Если говорить про тягачи, клиенту могут накинуть сверху 200-400 тыс. руб. Поставщики пользуются данной ситуацией, чтобы заработать. С другой стороны, я не виню поставщиков, потому что, как показывают прогнозы, впереди у них не самые лучшие времена – это затоваривание и кризис»,— отметил Руслан Магеррамов.

Директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Ижевске Андрей Назаров рассказал, что то по итогам девяти месяцев 2020 года объем нового бизнеса (стоимость имущества без НДС) компании вырос на 15,7% по сравнению с результатами аналогичного периода прошлого года, достигнув 45,6 млрд руб. Всего за отчетный период компания заключила более 15,5 тыс. сделок, что на 8,3% больше, чем по итогам девяти месяцев 2019 года. «В топ наиболее популярных среди клиентов предметов лизинга традиционно вошли автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника, также лизингополучатели часто заключали договоры, предметами которых становилось оборудование для тяжелой промышленности»,— пояснил господин Назаров.

Если говорить о динамике показателей в сегменте автотранспорта ижевского филиала «Балтийского лизинга», то объем нового бизнеса регионального подразделения в сегменте легкового и легкого коммерческого транспорта за январь-ноябрь вырос на 17% по отношению к прошлому году, по количеству единиц транспорта рост составил 20%.

Заместитель директора филиала по развитию продаж страховой компании «Согласие» Светлана Александрова

Фото: «Согласие»

Как рассказала заместитель директора филиала по развитию продаж страховой компании «Согласие» Светлана Александрова, потребность в страховании сохраняется и в нынешних экономических условиях. «Автомобиль является источником повышенной опасности и подвержен ущербу, угону и другим рискам. Во время пандемии у юрлиц ситуация не изменилась, они страхуют КАСКО для того, чтобы в случае наступления убытка компании, которые взяли транспорт в кредит или лизинг, не столкнулись с непредвиденными расходами. В любом случае во время пандемии возросла вероятность попасть в ситуацию, когда возместить убытки будет очень сложно. Некоторые люди не выделяют средства на страхование даже ОСАГО и остаются незащищенными участниками дорожного движения. Поэтому может сложиться такая ситуация, что убытки останутся не компенсированными»,— говорит Светлана Александрова.

Она подчеркнула, что страхование транспортного средства важно при планировании бюджета компаний на следующий год, чтобы не нести непредвиденные расходы.

Помощь во время кризиса

Участники рынка отметили, что еще до начала пандемии они предоставляли клиентам возможность воспользоваться их услугами онлайн, во время кризиса эта возможность стала хорошим подспорьем для работы.

Директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Ижевске Андрей Назаров

Фото: «Балтийский лизинг»

По словам руководителя ижевского подразделения «Балтийского лизинга», с начала пандемии реализация некоторых проектов компании ускорилась, например, внедрение электронного документооборота. «С начала этого года у нас кратно увеличился объем подписанных договоров в системе юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО), при заключении которых не нужно встречаться и контактировать лично, что сейчас особенно актуально. Использование ЮЗЭДО дает бизнесу значимые преимущества перед более консервативными конкурентами: электронные документы доставляются почти моментально и не теряются в пути, в отличие от бумажных аналогов, сделку можно подписать в любой точке мира, также это безопасно и экологично. Стоит отметить, что на сегодня уже 64% клиентов компании перешли на ЭДО»,— говорит господин Назаров.

По его словам, кризис дал рынку толчок и для активного развития относительно новых направлений на рынке лизинга. Один из таких продуктов — операционная аренда, в рамках которой лизинговая компания берет на себя обеспечение клиента большинством необходимых для эксплуатации авто услуг: страхование (КАСКО и ОСАГО), плановое техническое обслуживание, регистрацию транспортного средства и телеметрию. Другие опции клиент выбирает сам: шинный сервис, внеплановый ремонт, дополнительное страхование, мобильный шиномонтаж и многое другое.

По словам Руслана Магеррамова из Carcade, по стандартным условиям вне зависимости от пандемии и других ситуаций компания предоставляет своим клиентам лизинговые каникулы. «Каждый клиент вправе воспользоваться этой услугой. С апреля по июнь к нам обратилось порядка 70% лизингополучателей по всей стране, всем были предоставлены эти каникулы, кто-то взял полную отсрочку на 2 мес. по лизинговым платежам, кто-то взял частичную. Наличие такого продукта позитивно сказалось на нас»,— говорит Руслан Магеррамов.

Он отметил, что по отношению к 2019 году компания выросла в Ижевске на 175%. В первую очередь спрос стимулировала ежегодная программа субсидирования ставок первоначального взноса, говорит эксперт. По Удмуртии компания Carcade профинансировала по программе субсидирования технику на 238 млн руб.

По его словам, декабрь — лучшее время для заключения договора лизинга, поскольку сейчас все госкомпании начинают делать выплаты по договорам. Предпринимателям нужно оптимизировать налоги, чтобы отправить их на развитие собственного бизнеса. «Второй момент, сейчас существенно снижаются ставки по договорам лизинга. Многие лизинговые компании начинают бороться за свою долю, подводить итоги за год и предоставлять клиентам максимально выгодные условия. Сейчас мы совместно с официальным дилером Volkswagen оформляем сделку на 26 автомобилей и аванс по этой сделке 1%, то есть вход в бизнес для клиента будет минимальный, он практически въезжает в бизнес на наших деньгах, начинает его развивать, не вкладывая ни копейки. Это очень важное подспорье»,— говорит Руслан Магеррамов.

Также он отметил, что у клиентов есть возможность сделать реструктуризацию для снижения ежемесячных платежей. Так, можно либо увеличить последний выкупной платеж, либо увеличить сроки договора.

Менеджер по работе с корпоративными клиентами официального дилера Volkswagen «ИТС-Авто» Владимир Мухачев

Фото: «ИТС-Авто»

По словам Владимира Мухачева из ИТС-Авто, во время кризиса с каждым клиентом компания индивидуально обговаривает условия, идет навстречу запросам клиентов. «Например, один клиент обратился к нам с тем, что он устал ремонтировать отечественный транспорт, и спросил, можем ли мы предложить ему какой-то аналог по сопоставимой стоимости. Мы изучили его бизнес, какими перевозками он занимается, какие у него объемы, какой средний пробег, и подобрали комплексное предложение по покупке автомобиля, который проехал на тот момент уже более 500 тыс. км. Клиент согласился на приобретение в лизинг предложенного нами авто с использование трейд-ин, в результате у него снизилась расходная часть на амортизацию. Итоговая экономия покупателя составила существенную сумму, и он стал нашим постоянным клиентом»,— рассказал господин Мухачев.

Также он подчеркнул, что совместно с лизинговыми компаниями они предлагают уникальные условия для юрлиц на покупку авто с выгодой до 12%*. Кроме того, у официального дилера Volkswagen «ИТС-Авто» есть возможность напрямую заказывать для клиента автомобиль на заводе. В этом случае клиент может получить дополнительную выгоду при заказе авто.

Владимир Мухачев подчеркнул, что Volkswagen — это уникальный бренд, который предлагает решения для любого вида бизнеса в зависимости от задачи, которую предстоит решать автомобилю, будь то пассажирские перевозки от эконом до бизнес-класса, или перевозка грузов.

По словам Владимира Мухачева, это универсальные авто, которые могут служить и тем, и другим, трансформируясь из пассажирских в грузовые версии легким движением руки. Crafter предлагает самые большие размеры как по объему перевозимого груза, так и по количеству существующих модификаций для пассажироперевозок и перевозки грузов. «Самое главное для любого бизнеса, что наши автомобили надежные и долговечные. Средний пробег составляет 500 тыс. км»,— подчеркнул господин Мухачев.

Господдержка

По информации министра экономики Удмуртии Михаила Тумина, региональная субсидия по лизингу предоставляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Ее размер составляет 90% от фактических затрат по оплате лизинговых платежей, но не более 300 тыс. руб. и не более 20% от общей суммы договора лизинга. Получить такую субсидию можно лишь один раз.

Также субсидии предоставляются по действующим договорам лизинга оборудования, устройств, механизмов, станков, тракторов и других аппаратов, используемых в предпринимательской деятельности, за исключением легковых авто, мотоциклов и сельхозтехники и оборудования. «Предоставлены субсидии в части компенсации затрат по лизинговому платежу для 202 субъектов МСП на сумму 55,7 млн руб.»,— отмечает министр.

Директор филиала лизинговой компании Carcade Руслан Магеррамов

Фото: Carcade

Руслан Магеррамов пояснил, что поддержка правительства в основном касалась именно оборудования, которое закупали предприятия, для того, чтобы производства продолжали работать и люди не потеряли работу. «Также выделяли средства предпринимателям на спецтехнику, которая имела узкую направленность. Была погашена большая часть договора лизинга, платежи существенно снизились. На моем примере порядка 15 компаний получили данную поддержку в период пандемии. Поэтому правительство Удмуртии в этом направлении очень сильно помогло»,— говорит Руслан Магеррамов.

Также он отметил, что минсельхоз поддерживает предприятия при покупке тех же комбайнов. По его словам, ставка удорожания не должна превышать 5% в год от стоимости предмета лизинга. Для сельхозпредприятий у компании Carcade есть такие предложения, авансы могут составить 15-20%. «До недавнего времени такую ставку предлагал только Росагролизинг, но учитывая их пакет документов, который нужно предоставить, многие решают брать технику без поддержки минсельхоза. У нас пакет документов упрощенный. Большинство техники мы можем профинансировать клиенту, получив только паспорт и анкету, финдокументы собирать не надо»,— подчеркнул Руслан Магеррамов.

Андрей Назаров отметил, что «Балтийский лизинг» является провайдером профильных программ Минпромторга России по субсидированию лизинга автотранспорта и спецтехники с 2015 года. В рамках программ господдержки клиенты могут получить значительную скидку на авансовый платеж при покупке имущества российского производства. Также компания стала одной из первых на рынке, кто в этом году начал заключать сделки в рамках новой госпрограммы «Доступная аренда», которая, по оценкам экспертов отрасли, станет следующим этапом в развитии лизинга для физических лиц.

«Безусловно, в тех сегментах, на которые распространялись меры господдержки — легковой, легкий коммерческий транспорт, специальные машины и грузовые авто российского производства, спрос был дополнительно простимулирован. Также программы субсидирования оказали значительную поддержку отечественным производителям»,— отметил господин Назаров.

Особенности страхования во время кризиса

По словам Светланы Александровой, есть страхование, которое позволит получить возмещение на случай заболевания коронавирусом. Коллективный договор такого страхования, главным образом, заключают организации, сотрудники которых не работают удаленно и активно взаимодействуют с людьми, например, транспортные. По данным «Согласия», в отличие от полиса страхования от коронавируса для физических лиц, который в основном предпочитают жители Москвы и области, полис коллективного страхования востребован в регионах. 80% компаний, заключивших такие договоры, — региональные.

«Наша компания одной из первых в России разработала программу страхования от коронавируса. Сначала мы запустили продажи специального розничного семейного продукта, а затем решили предложить такую же защиту корпоративным клиентам и разработали продукт коллективного страхования. Уже несколько десятков организаций застраховали в «Согласии» своих сотрудников от коронавируса»,— говорит Светлана Александрова.

По ее словам, важно делать страховку сразу на весь автопарк, поскольку так можно существенно сэкономить. Единичная сделка всегда обходится владельцу авто намного дороже.

Также страховая компания «Согласие» предлагает предпринимателям специальный сервис для урегулирования убытков. «СразуСервис» дает возможность водителю, попавшему в ДТП, не заезжать в офис страховой компании, а сразу обращаться в автосервис. «Еще есть франшиза, которая не применяется, если в аварии виноват второй водитель, а не клиент, застраховавший автомобиль от ущерба. В нашей компании именно такая франшиза»,— пояснила госпожа Александрова.

Также, по ее словам, в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика все пассажиры, пострадавшие в общественном транспорте, имеют право на страховые выплаты до 2,025 млн руб. в случае причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу. «Кроме того, есть страхование пассажирского транспорта. Любой предприниматель, который перевозит пассажиров, может столкнуться с непредвиденными расходами в результате ДТП, а компенсировать убытки поможет договор автострахования»,— подчеркнула заместитель директора филиала страховой компании.

Прогнозы на следующий год

Говоря о прогнозах, Андрей Назаров отметил, что, по оценкам топ-менеджмента компании «Балтийский лизинг», отложенный спрос, который оказывал влияние на рост продаж в четвертом квартале 2020 года, так как в третьем квартале не был реализован до конца, скажется на итоговых показателях октября-декабря. Автотранспорт будет в числе сегментов, которые первыми покажут восстановление, а также окажет поддержку лизинговой отрасли.

По мнению Руслана Магеррамова, в следующем году направление коммерческого транспорта будет расти, поскольку российский рынок приближается к европейскому, где лизингом пользуются даже физлица. «Во-вторых, многие предприниматели России выходят из теневых направлений и такие инструменты как лизинг важны, чтобы оптимизировать налоги. Третий нюанс — это то, что лизинг способствует развитию бизнеса. В кредите можно брать только один авто, либо брать огромные суммы, но тогда формируются договора залогов. В лизинге все проще»,— говорит Руслан Магеррамов.

Также он считает, что развитию приобретения коммерческого транспорта в лизинг будет способствовать поддержка государства, поскольку субсидии дают возможность бизнесу получать технику без удорожания.

По словам Светланы Александровой, практически все юрлица страхуют автомобили, приобретенные в лизинг, поэтому рост в лизинге влияет и на развитие автострахования.

Владимир Мухачев отмечает, что у компании на 2021 года амбициозные планы. «Потребность клиента в качественном транспорте сохраняется. Отложенный спрос наложил некоторый отпечаток и клиенты сейчас приобретают авто, планируют покупки и на будущий год. В коммерческом транспорте мы ожидаем выход обновленных моделей, к которым уже есть интерес у потенциальных клиентов. Поэтому мы прогнозируем увеличение продаж»,— говорит господин Мухачев.

*Подробности у менеджеров отдела продаж ООО «ИТС-Авто». Не является офертой, информация носит ознакомительный характер. Предложение действительно до 31.12.2020.

Оксана Мымрина

Вся лента