Сестра Кьяра

Flos переиздает легендарную лампу

Патриарх итальянского дизайна, 85-летний Марио Беллини — один из тех авторов, кто без преувеличения участвовал в создании предметной среды ХХ века. На его счету десятки проектов: столы, стулья, диваны, светильники, бытовые приборы и мелкие аксессуары. Есть даже одна инновационная зубная щетка. Он также успешный архитектор и философ, размышляющий над основами профессии. Он творит больше 50 лет. Столько же существует и культовая лампа Chiara, которую Беллини придумал в 1969 году. Полвека спустя компания Flos переиздает икону дизайна, оснастив ее трендовыми светодиодами (оригинал работал от ламп накаливания).

Дизайнер Марио Беллини и его лампа Chiara

Фото: Giuseppe Pino

Лампа имеет весьма необычную форму. Она напоминает силуэт в характерном головном уборе — широкополом капоре, который носят католические монахини. Прямолинейность не в духе Беллини. Так, он говорит, что никогда не ассоциировал свет непосредственно с электричеством, «упакованным» в шарик из стекла и металла. Свет представлялся ему своего рода магией. «Посмотрите на то, как распространяется свет в природе,— говорит он.— На самом деле вы никогда его не видите. Вы видите отражения.

Лампа Chiara

Фото: Alessandro Furchino Capria

Свет проходит сквозь облака, отражается от предметов и фигур вокруг вас. Свет — это прежде всего отражение». Он вспоминает, как, раздумывая над этой идеей, крутил в руках лист бумаги и орудовал ножницами — так родился образ цилиндра с тремя разрезами в верхней части, складывая которые, ты формируешь абажур. Он служит отражателем для потока света, проходящего по трубе,— сами лампы крепились в ее основании. С этой идеей Беллини пришел во Flos, где замысел понравился, и его решили реализовать. Первоначально светильник был сделан из стали и представлял собой торшер. Версия 2020 года наряду с оригинальной моделью пополнилась миниатюрой — настольной лампой, которую выпустили с разными вариантами покрытия: металлик, темно-серый и цвет розового золота.

«Я мог бы сказать, что назвал светильник в честь своей дочери,— говорит Беллини.— Но и тут все несколько сложнее. Мою дочь и правда зовут Кьяра, и само это имя означает "светлая". Но я люблю игру слов, увлекаюсь их этимологией и вспомнил, что в ломбардском диалекте (а я родом как раз оттуда, с севера Италии) слово chiaro применяется не в значении "прояснить что-то", таком привычном, а в смысле "отражать свет". Это как раз идея, стоящая за моим произведением. Почему лампа напоминает монашку? Раздумывая над формой, которая дала бы нужный мне эффект, я вспомнил эти темные фигуры в широких шляпах, которые скользят по улицам, по клуатрам, монастырским дворикам. Это чисто поэтический образ».

www.flos.com

Марина Волкова

Вся лента