Россияне преисполнились пессимизма

Потребители готовятся к экономии в 2021 году

Российские потребители готовятся встречать Новый год в режиме экономии. Как следует из опроса Deloitte, средний бюджет на праздники может вырасти всего на 2%, до 25 тыс. руб., а большая часть расходов придется на еду и напитки. В 2021 году снижения своей покупательной способности ожидают 39% потребителей, а дальнейшего спада экономики — 57% россиян.

Фото: Наталья Макарова, Коммерсантъ

По данным опроса Deloitte среди 1,6 тыс. российских потребителей, в среднем на эти новогодние праздники планируется потратить 25 тыс. руб. на человека, что всего на 2% выше фактических затрат в 2019 году. Для сравнения, в 2018 году россияне потратили на новогодние праздники около 20 тыс. руб., а годом ранее — примерно 15 тыс. руб. на человека.

Большая часть расходов бюджета на эти новогодние каникулы придется на еду и напитки (44%, против 41% годом ранее). Доля трат на подарки уменьшилась с 45% до 40%, а на развлечения выросла примерно с 13% до около 15%.

В «Магните» также прогнозировали, что покупатели могут перераспределять новогодний бюджет с непродовольственных товаров в пользу продовольственных в связи с сокращением доходов. По данным Росстата, в январе—сентябре реальные доходы россиян сократились на 4,3% год к году. В «Ленте» заявили, что видят рост расходов как на продукты к новогоднему столу, так и на непродовольственные товары — ели, украшения, тематические аксессуары.

Как следует из исследования Deloitte, в будущем году снижения своей покупательной способности ожидают 39% россиян, тогда как годом ранее таких было 25%. Доля опрошенных, кто констатирует рецессию в экономике за год, выросла с 50% до 77%. Пессимизм потребителей относительно этого показателя растет уже четвертый год подряд, говорится в исследовании.

В 2021 году дальнейшего спада экономики ожидают 57% россиян, и только 7% настроены оптимистично.

Регенерация спроса после первой волны пандемии COVID-19 произошла в июле после снятия ряда ограничений, объясняет партнер One Story (занимается консалтингом, аналитикой данных и пр.) Ольга Сумишевская. Но с сентября наблюдается не очень позитивная динамика с точки зрения потребления: неопределенность заставляет рационализировать свои траты, добавляет она. «Мы видим, что очень много денег остается в карманах,— люди, не потерявшие работу, теперь планируют расходы долгосрочно. Это видно по падению трафика в магазинах и росту целевых покупок»,— рассуждает госпожа Сумишевская. Положительную динамику в экономике аналитик ждет не раньше марта-апреля будущего года, а восстановления к докризисным показателям — к концу 2021 года.

Никита Щуренков, Анатолий Костырев

Вся лента