Китайская логистика стимулирует точки

Cainiao поработает в России с малым бизнесом

Принадлежащий Alibaba Group китайский логистический оператор Cainiao планирует вложить в российский рынок еще 700 млн руб. Этими средствами компания рассчитывает стимулировать малый и средний бизнес в регионах, например ателье или точки ремонта, открывать пункты выдачи заказов AliExpress. Alibaba Group, таким образом, выстраивает в России полный цикл логистики для конкуренции с Wildberries и Ozon, которые тоже уже начали сотрудничать с малым бизнесом, но опираются также и на крупные торговые сети.

Фото: Reuters

Cainiao планирует вложить в российский рынок еще 700 млн руб. на открытие пунктов выдачи заказов в регионах в партнерстве с малым и средним бизнесом, рассказал “Ъ” представитель компании. Речь идет о спонсировании установки постаматов на площадях компаний, например в ателье, точках ремонта одежды, электроники и др., и выплате им вознаграждения, уточнили в Cainiao. Кроме того, партнеры смогут получить доступ к маркетинговым инструментам, например рекламе на карте при выборе точки выдачи заказа на сайте «AliExpress Россия» (принадлежит Alibaba Group, Mail.ru Group, «МегаФону» и Российскому фонду прямых инвестиций) или на экранах постаматов, обещают в компании. Подключение к постаматной сети осуществляется через партнера Cainiao оператора 1M Rent.

2,1 триллиона рублей

составит объем российского рынка электронной торговли по итогам 2020 года («Infoline-Аналитика»)

Эти инвестиции компания добавит к анонсированному в июне 1 млрд руб., который планировала вложить в логистику и фулфилмент в России в течение года. О планах выйти на постаматный рынок Cainiao объявила осенью (см. “Ъ” от 29 октября). Изначально планировалось установить 1 тыс. постаматов, сейчас в течение полугода Cainiao намерена поставить уже 2 тыс. устройств из Китая. Постаматы станут дополнением к партнерским пунктам выдачи заказов AliExpress. Всего у AliExpress в России около 15 тыс. пунктов, не считая отделений «Почты России», с которой маркетплейс плотно сотрудничает, говорили ранее в компании.

Крупнейшие российские маркетплейсы тоже активно расширяют число точек выдачи заказов.

За этот год Wildberries увеличила их количество в пять раз, до 31 тыс., говорит представитель компании, также напоминая о партнерской программе для малого и среднего бизнеса. Ozon первым из маркетплейсов запустил масштабную программу развития брендированной «последней мили» доставки при помощи партнеров, которая включает в себя и установку постаматов, утверждает директор по логистике и клиентскому сервису в Ozon Станислав Кондратьев. Постаматы, по его словам, чаще всего устанавливают в стрит-ритейле, аптеках, а также на АЗС и в парикмахерских. Сейчас у Ozon 7,5 тыс. брендированных постаматов.

Wildberries и Ozon «переходят на схему самодостаточности», то есть предоставления полного спектра услуг фулфилмента и логистики, и Alibaba Group в лице Cainiao строит в России ту же схему, рассуждает президент Национальной ассоциации электронной торговли Александр Иванов. При этом крупные российские онлайн-ритейлеры, по его мнению, пока предпочитают открывать свои и партнерские пункты выдачи и размещать постаматы прежде всего в крупных торговых сетях.

Cainiao делает заход на малый бизнес, в отличие от других операторов постаматов, которые предпочитали бить «по площадям», взаимодействуя с крупными ритейлерами или торговыми центрами, согласен исполнительный директор Reworker Алексей Жуков.

«Малому бизнесу такой подход сулит помимо дохода от сдачи в аренду площади под терминал возможность воспользоваться дополнительным трафиком, создаваемым постаматом»,— рассуждает он.

Потенциальный доход от роста трафика отмечает и директор департамента развития международного бизнеса DPD в России Сергей Денисов. Рекламные возможности постаматов, по мнению господина Жукова, также могут привлечь локальный бизнес, если такая реклама будет правильно таргетирована.

Дмитрий Шестоперов

Вся лента