ОАО РЖД приказнилось к инвестициям

Монополия рассчитывает на 500 млрд руб. бюджетных вливаний

Как выяснил “Ъ”, ОАО РЖД в 2021–2025 годах не хватает 1,19 трлн руб. на финансирование инвестпрограммы — это около трети ее объема. Монополия рассчитывает на господдержку в виде взносов в уставный капитал почти на 500 млрд руб., из них 289 млрд руб. уже в 2022 году, если государство потребует исполнения всех мероприятий комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ). Также в ОАО РЖД планируют продать зарубежные активы на 90 млрд руб. и не платить 150 млрд руб. дивидендов в 2022–2023 годах. По мнению аналитиков, вклад в капитал — логичная мера с учетом того, что инвестиции растут в первую очередь за счет масштабных пассажирских проектов, от которых ОАО РЖД не получит сопоставимых с затратами доходов.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

ОАО РЖД рассчитывает на господдержку в виде взноса в уставный капитал в объеме 289 млрд руб. в 2022 году, если будет принято решение о необходимости реализации комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ) в полном объеме. Это следует из проекта финплана ОАО РЖД до 2025 года, с которым ознакомился “Ъ”.

Также, уже без отдельных оговорок, в 2024 и 2025 годах ожидается такая же господдержка в 127 млрд и 72 млрд руб. соответственно. В ОАО РЖД от комментариев отказались. В Минфине “Ъ” сообщили, что параметры финансового плана монополии еще прорабатываются.

Господдержка нужна, чтобы хотя бы частично закрыть нехватку средств на инвестпрограмму. Согласно финплану, в 2021–2025 годах при инвестпрограмме размером в 4,04 трлн руб. дефицит средств составит 1,19 трлн руб.

ОАО РЖД уже предупреждало о росте инвестпрограммы в связи с появлением в ней новых мероприятий в рамках июльского указа президента и расширения КПМИ (см. “Ъ” от 18 сентября) и о дефиците источников финансирования. При этом заметно увеличились инвестиции в пассажирский комплекс, доля которого в инвестпрограмме возросла до 27% (см. “Ъ” от 16 ноября).

Часть дефицита предлагается погасить за счет роста долговой нагрузки: если базовый сценарий финплана предполагает удержание отношения долга к EBITDA на уровне 3,7, то за счет предлагаемых решений это соотношение с 2022 года должно вырасти до 3,9. Также предлагается отказаться от выплаты дивидендов. Финплан сверстан с допущением, что ОАО РЖД выплатит дивиденды по обыкновенным акциям в 2022 и 2023 годах в объеме 74 млрд и 80,3 млрд руб. соответственно, а в 2021, 2024 и 2025 годах платить дивиденды не будет.

Если отказаться от дивидендов и в 2022–2023 годах, образуются дополнительные 154 млрд руб. ОАО РЖД много лет просило разрешить ему платить дивиденды только по привилегированным акциям, с этим расчетом сверстана и утвержденная правительством долгосрочная программа развития (ДПР) монополии до 2025 года. Но в 2019 году компании пришлось выплатить государству 37,8% прибыли по МСФО (см. “Ъ” от 8 июля 2019 года). В этом году правительство разрешило ОАО РЖД не платить дивиденды по обыкновенным акциям. В дальнейшем профильные ведомства должны были подготовить предложения, по которым, с одной стороны, дивиденды должны быть поэтапно доведены до 50% от прибыли по МСФО, а с другой — инвестпрограмма профинансирована в полном объеме (см. “Ъ” от 1 октября). Это позволяло предполагать, что с учетом роста инвестпрограммы компания не будет платить дивиденды и в будущем.

Также, по проекту финплана, в 2021 году ОАО РЖД намерено продать зарубежные активы на 93,2 млрд руб.

В ОАО РЖД не пояснили, о чем идет речь. В 2018–2019 годах монополия планировала продать часть своей доли во французской GEFCO (сейчас принадлежит 75%). Государство дало разрешение на продажу ограниченного пакета в определенном диапазоне: от 25% плюс одна акция до 35% минус одна акция (см. “Ъ” от 5 марта 2019 года). Однако потом из-за неблагоприятной конъюнктуры от продажи отказались. В любом случае, продажа такой доли в GEFCO не дает искомой суммы: если ориентироваться на оценку, которую делала PSA для своего пакета в 25% ($250 млн), или же на цену покупки 75% компании ОАО РЖД в 2012 году (€800 млн), в случае сделки можно получить примерно 30 млрд руб.

Такой формат господдержки, как взнос в уставный капитал, выглядит очень логичным, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он указывает, что было принято решение о значительном увеличении инвестпрограммы ОАО РЖД, причем за счет проектов, скорее значимых с государственной точки зрения, но не имеющих осязаемого экономического эффекта для грузовладельцев и ОАО РЖД. Взнос в уставный капитал не ухудшает соотношение долга к EBITDA, отмечает он. При бюджетных вливаниях можно соизмерить величину взносов с расходами на конкретные блоки инвестпрограммы, которые слабо соотносятся с доходной базой ОАО РЖД, говорит эксперт. При этом он полагает, что дивиденды, намеченные к выплате на 2022–2023 годы, вряд ли будут в действительности такого размера — и не только потому, что ОАО РЖД могут разрешить их не платить, но и поскольку вряд ли компания покажет соответствующую прибыль.

Наталья Скорлыгина

Вся лента