Пандемия силы Второй мировой

Ольга Никитина об отмене авиакосмического салона в Ле-Бурже

Организаторы официально отменили крупнейший в мире авиакосмический салон во французском Ле-Бурже, запланированный на июнь 2021 года. Они сослались на неопределенность, связанную с кризисом в области здравоохранения из-за COVID-19. Последний раз салон отменялся во время Второй мировой войны.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Это уже не первый случай отмены ключевого отраслевого форума — например, организаторы Женевского автосалона отказались от его проведения в 2021 году еще в июне, сославшись в том числе на нежелание участников. В данном случае решение кажется логичным — он все же проходит в закрытом помещении, где массовое скопление людей действительно нежелательно с точки зрения противоэпидемических мер. В Ле-Бурже ситуация иная: как минимум, экспозиция находится на открытом воздухе.

Отказом от одного из самых популярных и известных авиасалонов отрасль фактически признала, что ее восстановление будет долгим — до сих пор все еще звучали оптимистичные надежды на весну. Причем прямых свидетельств того, что интерес к авиасалону в Ле-Бурже 2021 года снизился, в заявлении организаторов нет. Даже наоборот, там аккуратно отмечается, что они разделяют разочарование участников из-за отмены.

Фактически же очевидно, что отрасль находится в глубочайшем кризисе. Усредненные прогнозы предполагают восстановление к «довирусным» объемам перевозок только в 2024–2025 годах, а ожидание полного открытия границ летом 2021 года основано лишь на допущении, что к этому моменту будет налажен механизм единого предполетного тестирования, а вакцинация окажется успешной. Штат авиакомпаний сокращается, заказы на воздушные суда как минимум откладываются, производители самолетов фиксируют рекордные убытки.

Неясно и то, какие виды воздушных судов будут востребованы в постковидном мире. На сегодня кажется, что широкофюзеляжные самолеты, ориентированные в первую очередь на дальнемагистральные перевозки, окажутся уже не нужны, но сколько продлится такой период? Неясно даже, будут ли люди и при самом удачном стечении обстоятельств столь же активно пользоваться авиаперевозками, как до коронавируса.

Авиасалоны в Ле-Бурже проходят раз в два года, то есть следующий должен быть по плану в июне 2023 года — к этому сроку рынок, возможно, еще не восстановится, но потери и финансовое состояние отрасли уже определятся. Кто-то из перевозчиков уйдет, остальные будут с большей уверенностью смотреть в будущее.

Пока же участники рынка надеются, что в 2022 году смогут поехать в британский Фарнборо, где, чередуясь с Ле-Бурже, также раз в два года проходит второй самый популярный в мире авиасалон. Он должен был пройти этим летом, но по понятным причинам не состоялся.

Вся лента