Русский путь

Мы производим газ, но почти на нем не ездим

Вопреки сложившимся стереотипам, двигатели на солярке – не магистральный путь развития грузовых перевозок. Современный дизельный мотор сложен и капризен, однако в нем при этом не решены вопросы, связанные с шумом и вибрацией. Заправлять его нужно строго сезонным топливом, иначе можно просто не завестись зимой. Добавим сюда хлопоты с мочевиной и сажевыми фильтрами. Двигатели, работающие на природном газе, не только лишены этих недостатков, но и обладают рядом бесспорных преимуществ, что подтверждает опыт компании IVECO, которая вот уже два десятка лет выпускает грузовики и автобусы, работающие на природном газе.

Александр Папешин

Метан – экологически более чистый восполняемый энергоресурс, недаром многие ученые полагают, что будущее как раз за биотопливом, в том числе за газом, полученным в результате переработки растительных или иных органических отходов. Такой продукт значительно экологичнее и безопасен при эксплуатации: поскольку метан в два раза легче воздуха, то при утечке он быстро растворяется в атмосфере. Ну а если говорить не о социальной ответственности, а о коммерческой выгоде, то двигатели, работающие на природном газе, сейчас уже сопоставимы с дизельными по мощности, но с точки зрения экономики являются более привлекательными, прежде всего за счет меньшей стоимости газа на заправках в сравнении с дизельным топливом.

Однако автомобили на газовом топливе у нас пока что экзотика. В том числе из-за стереотипов, сложившихся еще в девяностые. Когда в гаражных условиях можно было оснастить свой автомобиль газовым оборудованием – многие из нас помнят «Газели» с баллонами, выпирающими из-под днища и с сильным запахом газа. Сегодня любая такая переделка обязана сертифицироваться. Однако специалисты считают, что подобная переделка негативно влияет на ресурс двигателя. Что же касается дизельных моторов, применяемых на коммерческом транспорте, то в силу их конструктивной сложности перевод с солярки на метан возможен только в заводских условиях с применением специального оборудования и технологий. Поэтому самый надежный и, по сути дела, единственный способ стать хозяином полноценного автомобиля, работающего на газе, – это приобрести его у того, кто проектирует и строит машину, изначально ориентированную на этот вид топлива, а не занимается переделкой.

Флагман газовой линейки – IVECO Stralis. Двигатель развивает 460 л.с, что сопоставимо с дизельными аналогами. В случае использования сжиженного метана (СПГ) в качестве топлива пробег на одной полной заправке может составить до 1600 км

Фото: IVECO

Газовый IVECO Daily – легкий, но при этом рамный коммерческий грузовик технически допустимой полной массой от 3,5 до 7 тонн. Автомобиль предлагается на российском рынке с шестью вариантами колесной базы и тремя типами кузовов. Работающий на метане двигатель развивает 350 Нм крутящего момента, а одной заправки баллонов хватает на 400 км пробега

Фото: IVECO

Компания IVECO не только поставляет на наш рынок широкую линейку моделей коммерческих автомобилей, работающих на газе, но и берет на себя, скажем так, просветительскую функцию. На официальном российском сайте IVECO есть интерактивные сервисы, с помощью которых можно просчитать все варианты стоимости покупки и владения техникой марки, а также сравнить ее технические характеристики с аналогичными автомобилями других производителей, работающими на иных видах топлива.

Например, бытует мнение, что газовые моторы уступают в мощности их аналогам на жидком топливе. Смотрим. Магистральный тягач IVECO Stralis NP оснащен 13-литровым двигателем мощностью 460 л.с. с крутящим моментом 2000 Нм. Аналогичный, то есть для шоссейных дорог, 13-литровый дизельный двигатель Scania обладает мощностью 450 л.с. и максимальным крутящим моментом 2350. То есть показатели мощности практически идентичные. Но! Дальше простая арифметика. Кубометр газа по энергоемкости сопоставим с литром солярки. Но стоит этот кубометр гораздо дешевле!

Или еще один стереотип – запуск в холодное время года. Инновационные технологии IVECO гарантируют безоговорочный старт при температуре до минус 40 градусов Цельсия.

Фото: IVECO

Из опыта эксплуатации автотранспорта на газомоторном топливе известно, что движки на газе служат в полтора-два раза дольше в силу того, что газовоздушная смесь не образует нагара, смолистых осадков, не вымывает смазку, оказывает более щадящую нагрузку на поршни. В масштабах предприятия получается серьезная экономия за счет увеличения интервалов прохождения ТО и в принципе более высокого ресурса двигателей. Так, интервал регламентного технического обслуживания работающих на метане грузовиков IVECO составляет 90 тыс. км – это существенно превосходит требования, предъявляемые к машинам на дизеле. Разумеется, это происходит не только потому, что газ при сгорании не столь агрессивен к металлу. Компанией IVECO запатентована антидетонационная система, защищающая двигатель и катализатор от рисков при использовании топлива разного качества и увеличивающая производительность.

Или, например, такой момент. Уровень шума автотранспорта, работающего на природном газе, практически вдвое ниже, чем у дизельного. Казалось бы, в чем тут экономическая выгода? Она в том, что этот фактор допускает ночные перевозки в населенных пунктах.

Выгодная совокупная стоимость владения коммерческим транспортом получается тем больше, чем выше объем грузоперевозок и интенсивнее эксплуатация. Просчитать все выгоды удобно, опять же воспользовавшись интерактивным сервисом на сайте компании IVECO.

Вся лента