Техосмотру подкручивают гайки

МВД запускает в эксплуатацию новую информационную систему по контролю ТО

МВД запустит в 2021 году обновленную единую информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО), в модернизацию которой вложено 80 млн руб. Система необходима для исключения фальсификаций при проведении техосмотра (ТО), поясняют в полиции. Операторов обяжут передавать фотографии автомобилей, приезжающих на проверку, в облачное хранилище — без этого не выдадут электронную диагностическую карту. Новая система станет частью большой реформы ТО, стартующей весной будущего года.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

МВД разработает проект приказа «Об эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортных средств (ЕАИСТО)», следует из размещенного на regulation.gov.ru уведомления. Приказ заработает 1 марта 2021 года вместе с большой реформой ТО, которая готовится уже несколько лет: основная ее цель, напомним, искоренить практику продажи диагностических карт без проверок авто. Запуск ЕАИСТО нужен для «исключения фальсификации при проведении техосмотра», поясняют в МВД.

Все приезжающие на осмотр автомобили будут фотографироваться дважды — в начале и в конце проверки. ЕАИСТО будет хранить фото и выдавать по запросу контролирующих органов. Диагностические карты, которые с марта станут электронными, будут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта — без нее документ в ЕАИСТО не сформируется.

Фактически система работает с 2012 года (этого требует действующий закон о ТО), но лишь в опытном режиме.

МВД пыталось запустить ЕАИСТО в эксплуатацию шесть раз — столько проектов приказов было размещено на Regulation.gov.ru с 2013 года, но ни один так и не приняли.

В 2015 году в МВД говорили, что на поддержание системы нужно 4,9 млн руб. в год, в 2018 году требовалось уже 16 млн руб. в год. Приказ долго не получалось утвердить в том числе из-за споров с Минкомсвязи, говорит знакомый с ситуацией источник “Ъ”. Известно о проблеме кражи доступа к системе, из-за чего злоумышленники формируют диагностические карты. Пока что она не решена.

В апреле 2020 года МВД заключило контракт на 80 млн руб. по модернизации ЕАИСТО с ООО «Программный продукт», о чем рассказывал “Ъ”. Компания должна, в частности, внедрить криптографическую защиту передачи данных, а также «научить» ЕАИСТО сравнивать количество проведенных техосмотров с пропускной способностью пункта — эта нужно для исключения ситуаций, когда оператор выдает, к примеру, тысячи карт ежемесячно, а оборудование позволяет проверять лишь десятки автомобилей. 15 декабря 2020 года модернизация должны быть закончена, дата закреплена в контракте.

«Рассчитываем, что ГИБДД до конца года доведет до ума систему и запустит ее в эксплуатацию,— говорит заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.— Без этого невозможно будет остановить мошенников, из-за которых происходит торговля диагностическими картами. Ряд операторов уже получает предложения о способах обхода требований об обязательном фотографировании приезжающих машин, хотя правило это вводится только в марте. Надеемся, что новая, защищенная ЕАИСТО такие случаи исключит».

Отсутствие нормально работающей ЕАИСТО — главная причина проблем в отрасли техосмотра, отмечает председатель совета директоров группы компаний «Техностайл» Раппа Ахъядов.

Софт для системы писался на скорую руку, говорит он, в результате чего так и не появилось нормальной защиты от несанкционированного доступа. «С вводом приказа и завершением контракта рассчитываем, что прекратится беззаконие в привлечении операторов к ответственности»,— отмечает господин Ахъядов. Речь идет о случаях, когда ГИБДД штрафовала компании по ч. 4 ст. 14.4.1 (до 300 тыс. руб.) КоАП за передачу в ЕАИСТО сведений об автомобилях, которые на осмотр не приезжали, но поскольку де-юре данной системы с 2012 года и до сих пор не существует, то значит и штрафы эти незаконны, уверен Раппа Ахъядов.

Иван Буранов

Вся лента