«Снять с участников закупок нагрузку по исполнению закона и повысить эффективность»

Гендиректор «Сбер А» (АО «Сбербанк-АСТ») Николай Андреев о цифровой трансформации бизнеса

Сфера госзаказа благодаря существующей инфраструктуре во многом оказалась готова к ограничениям пандемии COVID-19, однако потребовала от бизнеса донастройки процессов и обозначила их переход к цифровой трансформации. О том, как внедрять цифровые сервисы, востребованные и регулятором, и участниками закупок, и при этом сократить собственные издержки, рассказал в интервью «Деньгам» гендиректор «Сбер А» Николай Андреев.

Гендиректор «Сбер А» (АО «Сбербанк-АСТ») Николай Андреев

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

— Пандемия коронавируса ускорила цифровизацию государства и потребовала ответной оцифровки бизнеса. Потребовалось ли вам внедрить новые цифровые сервисы в ответ на вызовы COVID-19?

— Пандемия COVID-19 привносит в жизнь людей существенные изменения. Ситуация с коронавирусом привела к разобщению людей, и применять в работе привычные инструменты стало невозможно. Хотя мы не отказались от стратегических целей, в первую очередь нам пришлось отреагировать на сбои в привычных процессах. Пандемия потребовала перевода сотрудников на удаленную работу, сопряженную с рисками нарушения информационной безопасности. В результате за несколько недель нам удалось изолировать от внешних воздействий каналы, по которым работают сотрудники на удаленке.

Мы постарались максимально упростить взаимодействие участников контрактной системы, переводя его в цифровой формат, и обновили программный комплекс для закупок по 44-ФЗ (закон о контрактной системе.— «Деньги»). В частности, мы перевели в дистанционный формат наш сервис по перевыпуску электронной цифровой подписи, а также организовали дистанционное заседание и голосование членов комиссий с возможностью подписания протоколов электронной подписью. Площадка «Сбер А» запустила программу по автоматическому сбору информации из внешних реестров — реестра недобросовестных поставщиков (РНП) и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Кроме того, на базе технологии machine learning мы запустили инструмент по поиску поставщиков. Тест-система анализирует участие контрагента в закупках с учетом предмета, стоимости таких закупок, в каком регионе они проводились и на основе полученных данных формирует для заказчиков список потенциальных контрагентов для приглашения к участию в процедуре закупок.

В целом же пандемия стала дополнительным стимулом для усовершенствования цифровой трансформации в нашей деятельности и потребовала от нас пересмотра подхода к работе. Для максимальной эффективности и скорости проведения цифровой трансформации использовался внедренный agile. Активно создавались команды из специалистов различных подразделений и на основе аналитики определялись лучшие стратегии развития закупочной деятельности для заказчиков. Для нас это отличная возможность оптимизировать наши ресурсы, повысить эффективность разработок и скорость их внедрения в промышленную эксплуатацию.

— Правительство в ответ на пандемию скорректировало закупочные процессы: речь идет, например, о послаблениях для малого бизнеса. Запланированы масштабные поправки в закон о госзакупках. Как вы адаптируетесь к изменениям?

— Электронная площадка — это не просто инструмент проведения торгов, как было вначале, это важный для нашей страны аналитический инструмент и полигон проверки различных законов и подзаконных актов на практике. Мы взаимодействуем с регулятором, принимаем активное участие в обсуждении поправок в законодательство, обсуждаем их с нашими заказчиками и, таким образом, участвуем в развитии и оптимизации системы госзакупок, закупок в сфере 223-ФЗ и иных закупочных процессов, а также в различных видах продаж.

Наша цель — сделать функционал площадки удобным и легким для работы всех наших заказчиков и поставщиков.

Мы стремимся снять с участников закупок излишнюю техническую нагрузку по исполнению требований закона и повысить эффективность их закупочной деятельности.

Важным для нас является вовлечение в социальные задачи. Например, мы активно обеспечивали поддержку малому бизнесу, который оказался наиболее уязвим к потрясениям COVID-19. У нас достаточно гибкая тарифная политика, которую мы дополнили рядом льгот для МСП. Мы также регулярно проводим образовательные семинары по большому перечню актуальных тем, что значительно облегчает процесс участия в закупках и торгах. Вдобавок хочется сказать и о возможностях SberB2B: это магазин малых закупок, где поставщики из состава МСП могут размещать свои предложения. Многие заказчики выбирают именно этот формат, поскольку он унифицирован, нагляден и удобен.

— Тем не менее как вы синхронизируете цифровые сервисы с регуляторными изменениями — например, требованиями поддержки отечественных производителей?

— Мы уже начали создавать платформу по импортозамещению в структуре «Сбера». Говорить о результатах можно будет через несколько месяцев. Пока же мы занимаемся сбором заявок от наших крупных компаний, в том числе оборонного комплекса, готового выпускать гражданскую продукцию. Очевидно, что будут максимально представлены витрины крупных компаний, в которых детально прописана их продукция. Мы также планируем представлять услуги этих организаций. Оцениваем этот рынок в несколько триллионов рублей.

— Госзаказ является ключевым инструментом поддержки экономики. Участвуете ли вы в повышении эффективности закупочной кампании по нацпроектам?

— Весной мы запустили Ситуационный центр по управлению национальными проектами для руководителей всех уровней в регионах РФ. Система предназначена для мониторинга и контроля исполнения национальных, федеральных и региональных проектов, а также связанных с ними контрактов и закупок. Данная система дает возможность губернатору видеть общее состояние по региону, министру — данные по своему ведомству, а руководителю муниципалитета — по своему району. Большинство данных система получает из открытых источников. Система анализирует актуальные данные и делает предварительные выводы о ходе исполнения нацпроектов в реальном времени. Также мы предоставляем регионам возможность самостоятельно вводить дополнительные данные для улучшения информативности и качества мониторинга.

Система позволяет мониторить уровень исполнительной дисциплины, показывает источники возникновения рисков и проблемные точки. Например, отклонения при освоении бюджета, выделенного на региональные проекты, не исполненный вовремя контракт, ход строительства с нарушением сроков, поставка оборудования с нарушениями и пр. Нарушение сроков система отслеживает самостоятельно и предупреждает ответственных лиц о приближении контрольных дат. Для осуществления проверочных мероприятий в системе предусмотрено мобильное рабочее место контролера, с помощью которого уполномоченные сотрудники могут проводить выездные проверки и фиксировать нарушения на местах. Это удобно, так как все документы, связанные с проверками, фото- и видеоматериалы сохраняются в системе в привязке к паспортам проектов и доступны руководителю сразу после проверки.

— Позволяют ли собранные аналитические данные уже говорить об изменениях в госзаказе, вызванных COVID-19?

— Общее количество закупок по 2020 году оценить пока достаточно сложно, однако тенденции понятны: спад во втором квартале, третий и четвертый сейчас добираются хорошими темпами. Вместе с тем собранные аналитические данные нас беспокоят: мы фиксируем уход от конкурентных закупок к единственному поставщику — сейчас там сконцентрирована треть госзакупок. При условии, что в начале пандемии участники рынка восприняли возможность заключения контрактов с единственным поставщиком в связи с нормой закона о контрактной системе осторожно, ссылаясь на распространение COVID-19, то сейчас тенденция укрепляется. Также мы видим тренд на увеличение закупок малых объемов.

— Вы сказали, что развиваете и дополнительные сервисы. О чем идет речь?

— Поскольку мы являемся частью экосистемы «Сбера», а в нее кроме самого банка входят более 50 компаний, мы тесно взаимодействуем с некоторыми из них. Это позволяет нам апробировать наши разработки и успешно масштабировать их в рамках нашей деятельности. Речь идет в том числе о кросс-продажах, факторинге, сотрудничестве с кредитными подразделениями и трайбом, ответственным за выдачу банковских гарантий. Хорошим примером взаимодействия является то, что с октября 2020 года продукты «Сбер А» в сегментах 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также закупки малого объема стоят на полке у управляющего ГОСБа. В дальнейшем мы планируем поставить на полку и другие наши продукты: торги по продаже имущества, выбор подрядчиков для проведения капремонта и т. д.

Кроме того, на Универсальной торговой платформе в рамках 223-ФЗ заказчики могут увидеть полезный сервис, который присваивает рейтинг поставщикам на основе скоринга. Заказчики могут воспользоваться этими данными для оценки финансового состояния компании.

Диана Галиева

Вся лента