COVID снизил уровень конфликтов

Московское бюро по правам человека опубликовало доклад о ксенофобии в 2020 году

За месяцы пандемии, с одной стороны, снизилось число конфликтов на национальной и религиозной почве, с другой — агрессия, в том числе по отношению к мигрантам, перекочевала в сеть. К таким выводам пришли эксперты Московского бюро по правам человека в традиционном докладе, посвященном анализу ксенофобии и радикального национализма в России.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Пандемия коронавируса ограничила социальную активность населения в целом и снизила вероятность конфликтов, в том числе на национальной и религиозной основе. К таким выводам пришли в Московском бюро по правам человека (МБПЧ). В докладе «Проявления агрессивной ксенофобии и радикального национализма в России в январе—октябре 2020 года» говорится, что за десять месяцев этого года значительных публичных и протестных акций радикального националистического характера не наблюдалось.

Московское бюро по правам человека проводит ежедневный мониторинг нарушений прав человека в России и проявлений агрессивной ксенофобии. Несколько раз в год по его результатам бюро публикует доклад, который направляет в Федеральное агентство по делам национальностей, МВД, прокуратуру, СК, Росгвардию, администрацию президента, Госдуму.

Снижение уровня ксенофобии в значительной степени связано с введением ограничений на массовые мероприятия, уточняют авторы доклада.

Так, не состоялись традиционные майские шествия ультраправых «Русский Первомай». В ноябре столичные власти отклонили все заявки на проведение в День народного единства «Русского марша», объясняя решение эпидемией коронавируса.

Однако настроения нетерпимости отчасти переместились в интернет-пространство, считают в Московском бюро по правам человека. Последствия пандемии вместе с недовольством, вызванным экономическим и финансовым кризисами, падением роста экономики и уровня жизни, обеднением большой части граждан, растущей безработицей, могут сказаться и на росте протестной активности, говорится в докладе.

«В интернете градус нетерпимости достаточно высокий, не решены многие проблемы относительно мигрантов, не все могут выехать к себе на родину,— рассказал “Ъ” директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.— Есть данные, что порядка полутора миллионов мигрантов не могут въехать в Россию, уже появляется информация из регионов о нехватке рабочих рук в сфере ЖКХ, строительства».

Главной темой негативных публикаций в социальных сетях стала борьба с миграцией. Причем чаще всего негативно настроенные пользователи обсуждают вопрос о введении виз со странами Центральной Азии и Закавказья.

Наименее доброжелательно россияне относятся к цыганам, темнокожим, выходцам из среднеазиатских стран, а также китайцам и чеченцам.

Валентина Чупик, директор Международной негосударственной некоммерческой организации Tong Jahoni (оказывает бесплатную правовую помощь мигрантам в России) говорит, что в этом году Tong Jahoni получила 49 721 обращений от иностранных граждан против 36 029 в прошлом году. Граждане в период пандемии жаловались на незаконные отказы в оформлении мигрантских документов, фальсификацию административных дел, жалобы на незаконные вторжения в жилища (1059 жалоб, в то время как в прошлом году их было 29), на невозможность получить медицинскую помощь. «У нас работал колл-центр, который позволил более чем 600 мигрантам с подозрением на коронавирус добиться приезда скорой помощи, потому что просто так она к ним не приезжала»,— продолжает госпожа Чупик.

Директор аналитического центра «Сова» Александр Верховский, комментируя итоги доклада, говорит, что в целом антимигрантские настроения в обществе не обострились. Этого следовало ожидать весной, когда появлялись сообщения о том, что мигранты, потеряв работу, могут совершать преступления, но так как уровень преступности не вырос, уточняет он, предположения не оправдались. «Общий уровень озабоченности по отношению к мигрантам эволюционировал,— считает эксперт.— Он был довольно стабилен все нулевые годы и начало 2010-х. Потом был скачок в 2013 году, спровоцированный антимигрантской кампанией, потом резко пошел вниз, когда начались события на Украине. Когда Украина и противостояние с Западом у наших граждан отошли на второй план, тема мигрантов стала возвращаться. Но если сравнить опросы текущего и предыдущего года, то никакого прироста не видно».

Автор доклада Александр Брод, хотя и соглашается, что статистика и соцопросы не фиксируют резкого всплеска инцидентов на почве национальной ненависти, характеризует ситуацию как «тревожное затишье». Он обращает внимание, что социально-экономические проблемы провоцируют поиск виновных, и зачастую ими становятся мигранты, представители национальных меньшинств. Именно на эти риски обращают внимание авторы доклада.

Наталья Удовиченко

Вся лента