Не тупим!

Алексей Рубинштейн, инструктор-парашютист, Москва

Впереди замаячили красные огни – все как обычно в это время, пробки восемь баллов. Я приготовился расслабиться и получать удовольствие, и уже было потянулся к экрану медиасистемы, но тут услышал этот звук. Неприятный. Вернее говоря, звуков было несколько: сначала визг тормозов, вой резины, стираемой об асфальт, потом хруст пластика, скрежет металла, звон разбитого стекла и шипение пара, вырывающегося из разбитого радиатора. Приехали.

На смятый капот и вывалившиеся фары своей машины, а также на разбитый бампер машины моей грустно смотрел интеллигентного вида парень. Совсем молодой, лет двадцати, не больше.

– Это у меня первая авария, – печально заявил он, – я в телефон затупил, пробки смотрел. Вы не подскажете, куда надо сначала звонить, в страховую?

Таксист, везший меня двумя неделями раньше, помнится, таких вопросов не задавал. Хотя тоже «затупил в телефон», мучая программу-навигатор, и на полном ходу «догнал» автобус. Хорошо, что мы были пристегнуты. И тогда мне тоже хотелось кричать. Нет, орать хотелось: идиот, что ты творишь?! Неужели ты не понимаешь, что «тупить в телефон» за рулем – это абсолютно то же самое, что ездить с закрытыми глазами? Сколько по твоей вине еще должно произойти аварий, чтобы до тебя, тупицы, это наконец дошло? Но я сдержался.

– Там есть такой тренажер: сидишь как бы за рулем, на экране перед тобой дорога, которую периодически перебегают олени, а тебе нужно тормозить и как-то от них уворачиваться, – ожидая полицейских, я рассказывал молодому олуху о посещении центра безопасности одной автомобильной фирмы, которая той самой безопасностью озабочена почему-то больше других. – Так вот, если у тебя нормальная для человека реакция, ты легко все это проделываешь на разрешенных скоростях. А потом тебя специально начинают отвлекать всякими посторонними картинками, и результат тут же меняется. Даже на «детских» 50 км/ч опытный водитель попадает на этом тренажере в ДТП меньше чем за минуту. И это практически не зависит от способностей испытуемого – мозг у всех устроен одинаково. Именно поэтому применяют проекцию на лобовое стекло, управление жестами и голосом – чтобы водитель меньше отвлекался от дорожной ситуации.

У подъехавшего экипажа ГИБДД я поинтересовался, как много аварий сейчас совершается по вине любителей пользоваться гаджетами за рулем. Вот их ответ: очень много, но только кто же признается сам в нарушении ПДД? Поэтому и попадают в протоколы эти идиотские формулировки типа «не справился с управлением». А надо бы писать правду: «Нарушил ПДД, используя телефон (или что-то там еще) без специальной гарнитуры во время движения, работал на планшете, смотрел кино, переписывался в соцсетях и по этой причине совершил ДТП». И спрос с таких нарушителей должен быть строже во сто крат. К примеру, наказывать как за пьяную езду, лишать прав на годы, арестовывать. Потому что ситуация уже стала реально опасной, у каждого первого гаджет, а каждый второй в него «тупит».

Кстати говоря, и пешеходов это касается, они тоже участники дорожного движения.

Или еще как вариант, в качестве идеи для производителей безопасного транспорта. Сделать так, чтобы машина не заводилась и никуда не ехала, пока все гаджеты, в ней находящиеся, не заперты, к примеру, в багажнике. Все коммуникации – через штатные мультимедийные системы или специальные устройства, исключающие отвлечение внимания водителя от дороги. А если таковых нет – значит, никаких коммуникаций до конца поездки. Кому не нравится – добро пожаловать в общественный транспорт, там тебе и Wi-Fi, и зарядные устройства – «тупите» в свои гаджеты на здоровье.

Потому что, если действенных мер никаких не принять, все эти тупящие граждане нас поубивают. А погибать по причине чьей-то тупости как минимум обидно.

Вся лента