Инвесторы увлеклись образованием онлайн

Насколько перспективны вложения в платформы для обучения

Курсы профпереподготовки и дополнительные занятия для школьников привлекают все больше крупных инвесторов. Осенью компании стали активнее вкладываться в онлайн-образование. Число клиентов образовательных сервисов за последние месяцы выросло в несколько раз, сообщают участники рынка. Вкладываются в такие проекты не только IT-корпорации, но и компании из других сфер. Какие именно обучающие платформы интересуют инвесторов? Расскажет Юлия Жданова.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В Mail.ru Group отмечают, что инвестируют в онлайн обучение уже четыре года, в основном в профессиональную подготовку IT-специалистов. Но пандемия сделала этот рынок более капиталоемким за счет роста числа учащихся на сетевых платформах. Неделю назад стало известно о том, что компания увеличила свою долю акций до 70% в сервисе Skillbox. Кроме того, она приобрела 45% ценных бумаг онлайн-школы «Тетрика», которая дистанционно готовит школьников к ЕГЭ.

Спрос на продукты, связанные с образованием в пандемию, очень заметно вырос, сообщил директор по взаимодействию с вузами Mail.ru Group Сергей Марданов: «В первую очередь это те, которые имеют достаточно большой потенциал роста, они вырастут достаточно быстро, например, хотя бы до 1 млрд руб. У этих компаний есть понятная синергия с нашими другими продуктами внутри экосистемы Mail.ru, а это должен быть какой-то понятный, с сильной интернет-частью продукт. Мы видим рост продаж, например, год к году у нас второй квартал на 264% вырос, и квартальная выручка впервые превысила 1млрд руб. И это только начало. Мы сейчас смотрим только по нашим сервисам — Skillbox, GeekBrains, SkillFactory, “Алгоритмика”, “Тетрика”. Здесь достаточно большой потенциал для роста».

Если до первой волны пандемии интерес к образовательным сетевым ресурсам проявляли порядка 5% россиян, то теперь их число значительно увеличилось, отмечают участники рынка. Поэтому сейчас самое подходящее время для инвестиций в такие сервисы, считает директор корпоративного обучения московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук: «Насколько я знаю, аудитории у крупнейших игроков в России выросли в 2-3 раза за пандемию. Конечно, это многих инвесторов заинтересовало. Кроме того, очень многие платформы сейчас работают над тем, чтобы они были удобны.

Появился новый тип курсов — это тоже обучение онлайн, но ты не изучаешь предзаписанное видео, а это общение преподавателя, эксперта и аудитории.

И чтобы этот лайф-формат был так же интересен, идет довольно большое количество инвестиций в инфраструктуру. В условиях пандемии, когда у людей появляется время, их интересует две вещи. Первая — эксклюзивный контент от первого лица, вторая — чтобы их постоянно вовлекали, чтобы им было интересно».

Другого мнения придерживается основатель и генеральный директор онлайн-университета Skillbox Дмитрий Крутов. Он полагает, что пандемия оказала минимальное влияние на сферу эдтеха в России: «Самые большие возможности всегда возникают там, где меняются стереотипы поведения. Мне кажется, ключевое, что сейчас происходит в образовании — возникает некоторая осознанность, люди уже готовы платить большие деньги за обучение. Инвестиций не так много на самом деле, как кажется, я думаю, их могло бы быть в разы больше. И их станет в разы больше в ближайшее время. Но это не благодаря пандемии, а благодаря, наверное, внутренней рефлексии относительно образования в целом».

По оценкам TalentTech, «Нетологии-групп» и EdMarket, в этом году объем рынка онлайн-образования в сфере b2c, то есть для частных лиц и клиентов, превысит 40 млрд руб. — это больше прошлогоднего показателя на 1,5 млрд. В первую очередь инвесторов, видимо, будут интересовать проекты с фокусом на детях. Участники рынка полагают, что риски закрытия школ на фоне ситуации с COVID-19 могут вызвать новый приток клиентов. Но запросы у родителей учеников уже изменились, и просто платить за записанный заранее урок или лекцию они не станут, уверен соинвестор, управляющий партнер онлайн-школы Skyeng Александр Ларьяновский:

«Прямо сейчас, я думаю, не столько скидки работают, сколько попадание в запросы людей. У родителей поменялся запрос. Если раньше приходили и говорили, к примеру, что у ребенка двойки по математике, подучите его, то сейчас говорят: попробуйте понять, что вообще он знает, чего не знает, доучите его всему, чего он не знает. Если говорить про тенденции, то по-прежнему в фокусе в первую очередь дополнительное школьное образование. Также то, что продолжает расти, будет расти еще долго — это дополнительное профессиональное взрослое образование, в первую очередь, конечно, речь идет об IT-специальностях».

Наряду с Mail.ru Group в образовательные сервисы активно инвестируют «Яндекс» и «Севергрупп». По прогнозам аналитиков, именно владельцы известных и зарекомендовавших себя в пандемию платформ смогут заработать на этом сегменте рынка больше и не потерять клиентов после ее окончания. А вот новые игроки сильно рискуют — им, как отмечают собеседники “Ъ FM”, сложно будет бороться за учеников с платформами, которые стали узнаваемыми брендами за время пандемии.

Аналитики холдинга TalentTech прогнозируют, что рынок сервисов для обучения частных клиентов в России через три года может в денежном выражении вырасти на треть и превысить 60 млрд руб.

Вся лента