Своя ноша

Как мы чтим русскую культуру

Недавно я провела эксперимент. Сохранила себе в телефон несколько фотографий из инстаграма Гусь-Хрустального (@ghz.crystal) и показала подругам: мол, угадайте, где Baccarat, а где наше родное? Не угадали. Конечно, изделия французского дома за российские никто не принял, но в обратную сторону несколько раз ошиблись. Теперь у каждой дома красуются бокалы, вазы и хрустальные подносы, которые они красиво сервируют на скатертях и с салфетками «Крестецкой строчки» и выкладывают в свои инстаграмы, гордо объявляя подписчикам — да-да, это все Made in Russia. А на днях на почту пришло письмо: AliExpress запускает новый раздел «Сделано в России», где будут продаваться товары, произведенные предприятиями народных художественных промыслов. В списке Жостовская фабрика, «Объединение Гжель», кольчугинская фабрика серебряных изделий «Аргента» и еще около 60 наименований. Чувства смешанные. С одной стороны, здорово, что наши промыслы попали в самый популярный онлайн-универмаг в мире, а с другой — я свято верю в то, что русские промыслы не массовый продукт, а редкая филигранная работа, которую нужно продавать изящнее, чем самый дорогой кутюр.

Наталья Водянова и Антуан Арно после церемонии бракосочетания, Париж, сентябрь 2020 года. На Наталье миди-платье из коллекции Ulyana Sergeenko Couture осень—зима 2020/21 с вышивкой фабрики «Крестецкая строчка»

Фото: @ NATASUPERNOVA / INSTAGRAM

Со мной согласна и дизайнер Наташа Туровникова. Несколько лет назад вместе с Наташей Гольденберг на последнем этаже ЦУМа они делали большую выставку «Русские сезоны» — молодые дизайнеры объединились с кружевницами и мастерами, чтобы сшить модные вещи. Получилось «не совсем так, как мы задумывали», призналась позже Туровникова, объясняя это отсутствием финансирования и слаженности работы дизайн-команд с ремесленниками. С тех пор прошло четыре года. Президент объявил поддержку народных промыслов приоритетом внутренней политики. Появилось финансирование — частное и государственное. В ноябре в Санкт-Петербурге прошел форум «NEO-Промыслы», где современные дизайнеры вроде Антона Лисина представили коллекции, созданные совместно с Гжельским фарфоровым заводом и фабриками «Хохломская роспись», «Елецкие кружева», «Торжокские золотошвеи» и так далее. Организовала мероприятие команда Rustrends, которая о себе на официальном сайте пишет сухо, но по делу: проект, направленный на популяризацию, продвижение и сохранение народных художественных промыслов России в нашей стране и мире, а также на раскрытие и презентацию промыслов в современном привлекательном формате.

На форуме «NEO-Промыслы» присутствовали Даниил Берг, бывший арт-директор ЦУМа, а ныне дизайнер собственного бренда, и Виктория Шелягова, известная светская активистка и главный пропагандист русского стиля жизни. В апреле Виктория докладывала на страницах Tatler, как хорошо ей живется в деревне Верхние Мандроги, в туристической деревне где-то между Ладогой и Онегой, которую предприниматель Сергей Гутцайт построил «для корпоративов, чтобы развлекать экскурсионные пароходы на Валаам». Свозит туда старые избы, которые, по мнению Шеляговой, входят в моду. А еще она убеждена, что с душой можно и нужно делать любые промысловые проекты. И необязательно наряжаться в кокошники, хотя сама Виктория это дело обожает и регулярно радует подписчиков очередным расшитым жемчугом убором.

Еще одна продвинутая дива, которая без кокошника ни шагу не ступит,— Юлдус Бахтиозина, в 2014 году вышла на главную сцену конференции TED в кокошнике как первый российский спикер и говорила, как фотография ломает стереотипы о нации. Летом этого года Юлдус показала свой первый игровой фильм — короткометражку «Дочь рыбака», где она предстает в невероятных кокошниках, которые сама делала для главных героинь, а также брала напрокат у друга и коллеги Юханна Никадимуса, изготовляющего копии музейных кокошников. Обсуждать идею фильма и манифест, который объявила Юлдус, сейчас не к месту — к тому же она об этом хорошо говорила в других интервью. Важно то, что в московский «Каро Октябрь» и петербургский кинотеатр при гостинице «Англетер» посмотреть кино пришли самые светские люди города, для которых подобные проекты и кокошники такой величины в кадре — очередное напоминание о том, что любить свое родное круто и модно.

Ну и в завершение этого панегирика русской культуре хочется низко поклониться Наталье Водяновой, которая пришла в парижскую мэрию заключать брак с Антуаном Арно в платье Ульяны Сергеенко с вышивкой «Крестецкой строчки» на груди. И нет, ни один из промыслов не платил нам за упоминание, а сколько еще мы не упомянули — это же просто стыд и позор. Просто свое любить можно и нужно, даже если твой муж владеет всеми модными французскими марками.

Натела Поцхверия

Вся лента