Страховщикам отрежут часть полиса

Минздрав вносит изменения в принципы работы системы ОМС

Правительство планирует существенно изменить систему обязательного медстрахования — в Госдуму внесен проект поправок к профильному закону, передающих контроль над услугами федеральных медучреждений от страховщиков к федеральному фонду ОМС (ФФОМС). Также страховым компаниям вдвое сокращают нормативы расходов на ведение дел (РВД) в системе, что сэкономит бюджету фонда до 6,8 млрд руб. Компании и объединения пациентов с инициативой не согласны — о ее негативных последствиях Всероссийский союз страховщиков (ВСС) написал в обращении к Владимиру Путину. В Минздраве, напротив, считают, что страховым компаниям проект не помешает, а пациентам поможет получить более качественную помощь.

У коллег главы ВСС Игоря Юргенса, специализирующихся на медстраховании, отбирают полбюджета на ведение дел в системе ОМС

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, глава ВСС Игорь Юргенс направил в среду Владимиру Путину письмо, в котором описывает обеспокоенность страхового сообщества внесением в Госдуму поправок Минздрава к закону об ОМС без публичного обсуждения. Они лишают страховые компании функций проведения экспертизы услуг медучреждений федерального статуса, оказывающих высокотехнологическую помощь, передавая их и их финансирование в ФФОМС. Вдвое сокращается и объем финансирования ФОМС расходов на ведение дел (РВД) страховщиками — норматив снижается с 1–2% средств, поступивших клинике по подушевым нормативам, до 0,5–1%: правительство рассчитывает высвободить за счет этого к 2023 году «до 6,8 млрд руб.» и направить их «на реализацию территориальных программ ОМС».

Описывая в обращении к президенту последствия «возврата к сметно-распределительной системе», страховое лобби прогнозирует угрозы финансовой устойчивости страховщиков и частных клиник в ОМС, «непоправимый урон инвестклимату отрасли», снижение качества и доступности медпомощи, а также риски бюрократизации и коррупции в медицине и рост социальной напряженности в регионах. Также глава ВСС напоминает— по результатам экспертиз страховщики ежегодно возвращают в бюджет не менее 12 млрд руб. «Данный законопроект — потенциально коррупциогенен. В случае его принятия нетрудно предсказать рост случаев навязывания пациентам платных услуг — от оказания медицинской помощи до платного юридического разрешения споров с медиками»,— добавляет вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов.

Какие проблемы может решить и создать проект Минздрава

Смотреть

Как говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, с объединением консультации по поправкам также не проводились. «Нас беспокоит ликвидация функций страховых медорганизаций по защите прав пациентов при оказании помощи федеральными медучреждениями»,— сетует он, отмечая, что защита прав пациентов силами ФФОМС будет затруднена конфликтом интересов — фонд зависим от «Минздрава, которому в свою очередь принадлежат те самые федеральные лечебные центры, качество помощи в которых необходимо будет контролировать». Аналогичные опасения высказывает и председатель «Движения против рака» Николай Дронов.

В Минздраве претензии и страховщиков, и пациентов считают необоснованными, отмечая, что для изменения норматива РВД есть несколько причин. «С одной стороны, сейчас только три субъекта РФ и город Байконур установили в законах о бюджетах территориальных фондов ОМС норматив выше 1%. С другой, уже в действующем законодательстве заложены возможности для существенного снижения издержек страховщиков: для выдачи полисов можно использовать не собственные пункты, а офисы МФЦ, информирование застрахованных лиц можно осуществлять через, например, личные кабинеты на едином портале госуслуг, бесплатные мессенджеры»,— пояснил “Ъ” помощник министра здравоохранения Алексей Кузнецов. Выделение же медпомощи федеральных учреждений в отдельный сегмент повысит ее доступность для граждан. «Как правило, помощь федеральных центров нужна наиболее тяжелым пациентам — и им, в случае принятия поправок, станет проще ее получить. А к проведению экспертизы качества медпомощи, как и сейчас, будут привлекаться независимые эксперты»,— говорит он.

Кроме того, как пишет Игорь Юргенс, межтерриториальные расчеты в рамках системы «заменяются распределением квот фондами ОМС, а пациенты лишаются права выбора медучреждений»,— однако пока неочевидно, как эта система может быть изменена. Впрочем, даже если законопроект Минздрава улучшит работу ОМС, по идеологии он противоположен принципам, которые внедрялись в отрасль с момента перехода социальных ведомств под начало Татьяны Голиковой в 2008 году и принятия новой редакции закона об ОМС в 2011 году. Хотя появление на постах руководителей Минздрава и ФФОМС новых управленцев могло сделать популярным иной подход к организации здравоохранения, более вероятным является сценарий, при котором сокращение полномочий страховщиков было признано необходимой жертвой в пользу централизации системы перед новой реформой первичного звена.

Чем еще страховщикам не нравится проект Минздрава

Смотреть

Татьяна Гришина, Анастасия Мануйлова

Вся лента