ВТБ не хватало драйва

Банк приобрел долю в автоспортивном комплексе

У гоночного комплекса «Игора Драйв» появился новый совладелец — банк ВТБ, получивший в нем 15%. Партнерами банка по его развитию являются структуры, связанные с акционером банка «Россия» Юрием Ковальчуком, дальним родственником Владимира Путина Михаилом Шеломовым, а также бизнесменом и автогонщиком Владимиром Васильевым, сократившим свою долю в проекте. Собеседники “Ъ” сомневаются, что сделка является рыночной и носит инвестиционный характер.

Совладелец банка «Россия» Юрий Ковальчук в проекте «Игора драйв» получил в партнеры банк ВТБ

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Банк ВТБ стал владельцем 15% в ООО «Игора Драйв», развивающем одноименный гоночный комплекс. Как следует из данных «СПАРК-Интерфакс», кредитной организации перешла часть доли предпринимателя Владимира Васильева. Причину участия в непрофильном проекте и другие детали сделки в банке прокомментировать отказались, предложив ознакомиться с пресс-релизом. В нем сказано, что ВТБ поддерживает автоспорт, сотрудничает с командой «КАМАЗ-Мастер» и выступает спонсором российского этапа «Формулы-1» в Сочи. Банк, по информации kartoteka.ru, является одним из учредителей АНО «Росгонки» — управляющей компании гоночной трассы «Сочи Автодром».

Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», половина ООО «Игора Драйв» принадлежит ООО «Акцепт». Собственники этой компании — Михаил Шеломов, которого газета «Ведомости» называла сыном двоюродной сестры президента России Владимира Путина, и член совета директоров банка «Россия» Дмитрий Мансуров. Еще 25% компании — у ООО «АрКонН», которое подконтрольно руководителю «Интер РАО» Борису Ковальчуку и акционеру банка «Россия» Юрию Ковальчуку. Оставшиеся 10% принадлежат владельцу строительной ГК «Русь» и компании «Р-индустрия» (подрядчик «Российских железных дорог») Владимиру Васильеву. Последний также владеет ООО «Настоящая охота», его партнером по этой компании ранее был экс-глава РЖД Владимир Якунин. Занятие бизнесом господин Васильев сочетает с увлечением автогонками: он является чемпионом России и обладателем кубка мира по ралли-рейдам. С господином Васильевым “Ъ” связаться не удалось, в компании «Русь» не ответили на запрос “Ъ”.

«Игора Драйв» включает десять профессиональных трасс, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок, дрифта, ралли-кросса, мотокросса, картинга, а также для испытаний внедорожников. Комплекс занимает территорию 100 га вблизи курорта «Игора», который, как указано на его сайте, является проектом группы компаний банка «Россия». «Игора Драйв» был построен в 2019 году, cтоимость проекта оценивалась в 11 млрд рублей. В 2020 году здесь прошли этап Кубка мира по ралли-рейдам и российская серия кольцевых гонок. Газета Daily Mail сообщала, что Владимир Путин поддерживает идею переноса Гран-при России «Формулы-1» из Сочи в «Игору Драйв», однако в Кремле эту информацию опровергали. Автором проекта является немецкий архитектор Герман Тильке, участвовавший в создании большинства автодромов «Формулы-1».

Заместитель начальника аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Марков оценивает стоимость 15% в проекте «Игора Драйв» в сумму от 975 млн до 1,5 млрд рублей. «Для ВТБ покупка доли — маркетинговый и имиджевый ход для повышения узнаваемости своего бренда в России и мире с целью расширения клиентской базы»,— считает он.

Собеседник “Ъ” на банковском рынке сомневается, что сделка по покупке доли в проекте была рыночной. «Считать приобретение 15% инвестицией сложно. Влиять на принятие решений ты не сможешь, получать какие-то серьезные дивиденды — тоже»,— указывает он. Возможно, это история из разряда «одни уважаемые люди попросили других» или поддержка развития спортивной инфраструктуры в формате спонсорства, предполагает он. Не исключено также, что продавец доли просто решил «окэшиться», добавляет источник “Ъ”. Другой собеседник в отрасли называет странным участие ВТБ в подобном проекте. «Они сейчас, наоборот, пытаются выходить из непрофильных историй»,— отмечает он.

Константин Куркин

Вся лента