ФАС отказала «Яндексу» в покупке такси «Везет»

Сделка помешает конкуренции среди агрегаторов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказала «Яндексу» в ходатайстве о покупке группы такси «Везет», оценив их совокупную долю рынка в 70%. Такое объединение сузило бы возможность выбора агрегаторов такси для водителей и пассажиров, решили чиновники.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Покупка «Яндексом» группы такси «Везет» противоречит закону о защите конкуренции, заявила ФАС и отказала интернет-холдингу в приобретении этой группы.

Ходатайство о согласовании покупки компанией «Яндекс» агрегатора такси «Везет», включая его торговые знаки Fasten, «Лидер», RedTaxi и др., поступило в ФАС 15 мая 2020 года. Это уже четвертое ходатайство; предыдущие три компания подавала в течение года и отзывала, меняя структуру сделки. В результате анализа рынка агрегаторов такси ФАС пришла к выводу, что в случае осуществления сделки совокупная доля агрегаторов «Яндекс.Такси» и группы «Везет» составит 70% по России, свыше 80% в 19 ее субъектах и свыше 50% в 32 субъектах.

То есть в результате сделки «Яндекс.Такси» и группа «Везет» усилят доминирующее положение как во всей стране, так и в границах более половины регионов, заключила служба.

«Проанализировав все представленные сторонами сделки материалы, с учетом проведенного анализа рынка агрегаторов такси, ФАС России пришла к выводу, что совершение сделки ведет к усилению концентрации рынка, к сужению возможности выбора водителей такси и пассажиров. Соответственно, последствия сделки могли негативно отразиться на конкуренции на рынке услуг агрегаторов такси»,— заключил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Впервые о готовящейся сделке было объявлено 15 июля. Группа «Везет» работает в 123 городах страны, «Яндекс» собирался купить ее программное обеспечение и колл-центры и вложить в развитие сервиса 8 млрд руб. в течение трех лет.

Сделка вскоре вызвала вопросы у участников рынка.

Как сообщал “Ъ” , с возражениями против нее в ФАС обратился агрегатор Gett: он считал, что сделка усилит доминирование одного игрока на рынке, позволив ему наращивать стоимость поездок и снижать доходы водителей.

«Наши оценки долей рынка расходятся с оценкой ФАС. Мы ожидаем подробного мотивированного решения»,— заявила пресс-служба «Яндекс.Такси».

Когда сделка была только объявлена год назад, ее оценивали как позитивную для «Яндекс.Такси», вспоминает аналитик BCS Global Markets Мария Суханова. «По прошествии года и с учетом того, как COVID-19 изменил ситуацию на рынке, для "Яндекс.Такси" сделка стала менее актуальной»,— считает она, оценивая решение ФАС как нейтральное для компании. По мнению госпожи Сухановой, у «Яндекс.Такси» остаются все возможности для органического роста и без приобретения других игроков.

Решение антимонопольной службы — позитивный сигнал и для рынка, и для государства, и для потребителей, уверен руководитель Центра компетенций Общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус. В ходе оценки последствий возможной сделки ФАС «провела огромную работу, запросив многих субъектов предпринимательской деятельности», знает эксперт. «Решение службы укладывается в мировой тренд, в рамках которого государства ограничивают доли рынка для корпораций»,— добавляет господин Швагерус.

Анна Афанасьева, Дмитрий Шестоперов

Вся лента