Одиночный пикет признан многоходовым

Мосгорсуд отказался освободить активиста, задержанного на Петровке, 38

Мосгорсуд во вторник отказался освободить Дениса Петрова — участника одиночного пикета, арестованного 3 июня на 15 суток. Таким образом, уже второй раз столичные судьи не приняли во внимание позицию по этому поводу Верховного суда, считают адвокаты и правозащитники. Одиночный пикет господина Петрова признан частью массового протеста. При этом все массовые мероприятия, заявляют в мэрии Москвы, запрещены до 14 июня.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Денис Петров был задержан за одиночный пикет на Петровке, 38 в поддержку журналиста и муниципального депутата Ильи Азара 29 мая. Самого господина Азара арестовали за аналогичный пикет на 15 суток днем ранее. 3 июня Таганский суд Москвы решил, что господин Петров повторно нарушил правила проведения массовой акции (ч. 8 ст. 20.2 КоАП), и, как и в случае с господином Азаром, арестовал активиста на 15 суток.

Адвокат Светлана Байтурина просила Мосгорсуд об отмене ареста для господина Петрова, так как одиночные пикеты, по ее словам, не были объединены идеей и даже временем проведения. «Часть пикетчиков выходила в том числе против поправок к Конституции РФ,— рассказала “Ъ” госпожа Байтурина.— Остальные участники ждали своей очереди и не проводили акцию одновременно. Доказательств обратного суду представлено не было, тем не менее решение было принято не в пользу моего доверителя». Мосгорсуд признал решение нижестоящего суда законным. В поддержку Ильи Азара 29 мая вышли несколько человек, и потому Мосгорсуд постановил: «Акция с достаточной очевидностью была объединена единством целей и общей организацией».

Из решения суда, предоставленного “Ъ” Светланой Байтуриной, следует, что участники «организовали одиночные пикеты с интервалом в 5–10 минут».

Напомним, ФЗ-54 «О митингах» говорит, что совокупность одиночных пикетов может быть массовой акцией, Конституционный суд это поддерживает. Однако Верховный суд в постановлении пленума ВС от 26 июня 2018 года разъясняет: административная ответственность наступает, только если пикеты проводятся «одновременно и территориально тяготеют друг к другу». В решении по делу Ильи Азара 5 июня Мосгорсуд об одновременном проведении пикетов не говорит, в деле Дениса Петрова же поясняет, что протестующие выходили на акцию с небольшим временным интервалом.

Глава правозащитного проекта «Апология протеста» Алексей Глухов уверен, что Мосгорсуд дважды пошел против ВС: «С 9 июня в Москве отменены ограничения, связанные с самоизоляцией, значит, протестующих, которых и раньше было трудно сдержать угрозами штрафов в 4 тыс. руб. за нарушение изоляции, теперь будут пугать исключительно ст. 20.2 федерального КоАП. Она предусматривает штрафы до 30 тыс. руб. и длительные аресты. Решение по Петрову это подтверждает».

По данным «Апологии протеста», Москва — единственный город в России, где одиночные пикеты приравниваются к массовым акциям без учета критериев, выдвинутых ВС. Напомним, что после ареста Ильи Азара 28 мая пикеты проходили также в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Челябинске.

В общей сложности за пять дней были задержаны более 60 человек.

Восемь из них в Санкт-Петербурге оштрафованы за нарушение режима повышенной готовности (ст. 8.6.1 местного КоАП). «При этом суды в Москве явно не имеют четких инструкций для работы с участниками одиночных пикетов»,— говорит господин Глухов, напоминая о возврате протоколов, составленных по ст. 20.2 КоАП на участников пикетов в поддержку Ильи Азара, Тверским судом Москвы в полицию.

Члены СПЧ понимают и признают: одиночный пикет — акция не массовая, законная и согласования мэрии не требующая, заявил “Ъ” глава президентского совета Валерий Фадеев. «Коллизия, когда правоохранители начинают трактовать одиночный пикет как массовое мероприятие,— говорит он.— Похоже (в Москве.— “Ъ”), имеет место расширенная трактовка закона со стороны полиции. Пикетчик один? Да. Значит, не следует правоохранителям трактовать закон по-своему. Возможно, придется еще раз поднимать эту тему вплоть до Верховного суда и обращаться к пленуму за новыми разъяснениями. Если полиция полагает, что пикет — массовая акция, пусть добивается изменения закона, а не расширяет его трактовку».

Между тем московские власти дали понять, что, несмотря на снятие ряда коронавирусных ограничений, массовые акции в городе по-прежнему под запретом. В частности, замруководителя аппарата мэра и правительства Алексей Немерюк сообщил ТАСС, что «спортивные, публичные и иные массовые мероприятия в Москве остаются под запретом до 14 июня включительно».

Мария Старикова; Олег Дилимбетов, Санкт-Петербург

Вся лента