Возвращение к обычной жизни грозит стрессом

Как москвичи отреагировали на досрочную отмену режима самоизоляции

Отмена режима самоизоляции для большинства москвичей стала неожиданностью, хотя в основном они ее поддержали. Только 15% жителей столицы считают, что снимать ограничения слишком рано, — нет признаков того, что эпидемия пошла на спад. К таким выводам пришли специалисты портала SuperJob, они провели исследование по просьбе “Ъ FM”. Почти четверть опрошенных москвичей уверены, что режим самоизоляции вообще не стоило вводить, отметила руководитель исследовательского центра SuperJob.ru Наталья Голованова. Причем мужчины отвечают так значительно чаще, чем женщины.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

«Одобряют решение властей 37% москвичей. Еще 12% респондентов считают, что режим самоизоляции можно было отменить раньше. И столько же затрудняются ответить. Женщины чаще мужчин одобряют отмену режима самоизоляции. Если средняя цифра — 37%, то среди женщин так отвечают 39%, а мужчины же чаще, кроме всего прочего, говорят о том, что его нужно было отменять раньше. Были такие комментарии респондентов, которые говорили о том, что, в общем-то, это внезапно и сложно воспринять после жестких запретов, введения тех же прогулок по графику. Можно, в общем-то, сказать о том, что власть не все и не полностью объяснила людям для того, чтобы они понимали ее решение. Но, с другой стороны, действительно большинство москвичей экономически активного возраста считают, либо что ее отменяют вовремя, либо что отменять ее слишком рано. А в целом, в общем-то, больше половины москвичей придерживаются именно такого мнения. И только треть считает, что ее либо не стоило вообще вводить, либо нужно было отменять раньше»,— рассказала руководитель исследовательского центра SuperJob.ru.

Возвращение к обычному ритму жизни может обернуться стрессом для большинства москвичей. Психологи отмечают, что через одну-две недели после начала работы в офисах может наступить пик проявлений психических заболеваний. Например, обострятся различные фобии, и даже у совершенно здоровых людей могут появиться новые страхи. Готовы ли москвичи вернуться в офисы? Об этом — Виктория Феофанова.

Про режим пропусков можно забыть, как и про прогулки по графику. Уже 9 июня можно постричься, а на следующей неделе даже посидеть на летней веранде, и, кажется, жизнь вот-вот станет прежней. На работу, правда, тоже придется вернуться. И вот тут многие сталкиваются с проблемой. С одной стороны, уже хочется увидеть коллег и обсудить что-нибудь возле кулера, с другой — дорога до офиса, как и он сам — потенциально опасные места. Карантин отменили, но коронавирус никуда не делся. И непонятно, можно ли встречаться с друзьями и безопасно ли пользоваться общественным транспортом, говорит жительница Москвы Анна:

«Мы живем в такой стране, где, если людям нельзя, они все равно делают, а если людям разрешить, то, мне кажется, просто случится какая-то катастрофа. Я не представляю, как после трех месяцев дома можно спуститься в метро, да ладно в метро, я даже, честно говоря, не представляю, как вести себя с друзьями: мы можем поздороваться за руку, поцеловаться, мы можем сидеть за одним столом, или нам лучше все-таки стоять на расстоянии двух вытянутых рук?»

В первые пару недель большинство из тех, кто вернется к работе, испытают эйфорию, но она быстро сменится раздражением и тревогой по поводу распространения коронавируса, пояснил доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН, врач высшей категории Роман Сулейманов:

«Офисы — это по сути такие же места, как магазины и другие закрытые пространства, где очень легко встретить суперраспространителя так называемого.

Достаточно одного единственного сотрудника, который заразит весь офис. Это и страх заразиться в общественном транспорте.

Скорее всего, увеличится количество транспортных фобий, панических атак».

Но пока одни офисные сотрудники будут переживать из-за возможности заразиться от кашляющего коллеги, другие испытают стресс по совершенно иному поводу. Два месяца удаленной работы для них были скорее подарком, а не пыткой, подчеркивает психолог Анатолий Добин. Многие попытаются остаться на удаленке, и работодатели, скорее всего, дадут им такую возможность, по крайней мере до сентября.

«Люди разделились на тех, кто в напряжении был весь этот период самоизоляции и сильно ждали, когда же отменят, когда что; и были те, кто наслаждались этим периодом. Значительное число людей чувствовало удовольствие от того, что на улицах нет других людей, что они могут спокойно ходить по улицам без вот этого навязчивого присутствия ближнего»,— отметил психолог.

Режим самоизоляции отменили на неделю раньше, чем планировалось. И, как показывают опросы, для многих москвичей это стало неожиданностью. К тому же этот шаг расходится со словами Сергея Собянина. В середине мая он говорил, что ограничения начнут снимать, когда заболевших будут выявлять не тысячами, а сотнями или даже десятками. Но 8 июня, по официальным данным, в Москве заболели 2001 человек. Это решение власти города принимали не только исходя из медицинских показателей, здесь есть и экономические, и политические причины, поясняет директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович:

«Здесь взвешивалось постоянно вред и польза от этого решения. Вероятнее всего, люди просто реально устали, и тянуть дальше сложно было. Уже начинаются проблемы психологического характера. На мой взгляд, в общем, ситуация в Москве вышла на такой уровень, когда медицинские учреждения уже, в общем, будут справляться с неизбежным ростом зараженности».

Несмотря на снятие карантина, маски и перчатки по-прежнему обязательны в общественных местах. Также рекомендуется соблюдать дистанцию. Правда, как это сделать в час пик в метро и в небольшом офисе, москвичам не уточнили.

Во Всемирной организации здравоохранения заявили, что Россия должна быть готова к возможному росту числа случаев заражения COVID-19.

Вся лента