Трафик уперся в небо

Операторы спутникового интернета не потянут социальную нагрузку

Российские операторы спутникового интернета жалуются, что им грозит разорение из-за необходимости обеспечивать абонентам бесплатный доступ к социально значимым сайтам. Если долю такого трафика не ограничить, им придется поднять и без того высокие цены на свои услуги. Число абонентов таких компаний не превышает 126 тыс., но их услуги востребованы в регионах, куда еще не дошел проводной интернет, например, на Чукотке и в удаленных районах Сибири.

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

Введение бесплатного доступа к социально значимым сайтам может привести к уходу с рынка небольших операторов спутникового интернета, следует из отзыва гендиректора ООО «Биллинговые решения» (оказывает услуги под брендом «Радуга Интернет») Дениса Дианова на законопроект Минкомсвязи, опубликованный на regulation.gov.ru.

В соответствии с проектом доступ к значимым ресурсам получат абоненты, идентифицированные через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Список ресурсов определит экспертный совет при Минкомсвязи. С 1 апреля по 1 июля уже проходит пилотный проект по предоставлению бесплатного доступа к 391 сайту для абонентов домашнего интернета «Ростелекома», «ЭР-Телекома» (бренд «Дом.ru»), МТС, «МегаФона» и «Вымпелкома». Правительство распространит требования и на мобильный интернет, при этом не будет субсидировать инициативу, заявил глава Минкомсвязи Максут Шадаев 26 мая на онлайн-конференции «ЦИПР Дома».

Предложение не учитывает бизнес-модель операторов спутниковой связи, которые, в отличие от провайдеров домашнего интернета и сотовых операторов, арендуют ресурсы у владельцев космических аппаратов — например, «Газпром космические системы» и ФГУП «Космическая связь», следует из отзыва.

По оценке «Биллинговых решений», на доступ к бесплатным сайтам, включенным в реестр, придется до 35–40% от всего потребляемого абонентами спутникового интернета. Этот объем спутниковым провайдерам придется оплачивать, поэтому предлагается ограничить объем бесплатного трафика 5–10% либо оставить бесплатный доступ к сайтам из реестра только для безлимитных тарифов.

«Рост цен на спутниковый интернет всегда плохо сказывается на наших абонентах, поскольку большинство из них с невысокими доходами и проживает в удаленных уголках сибирских и дальневосточных регионов, где плохое мобильное покрытие или требуются большие затраты, чтобы проложить наземные каналы связи»,— отмечает господин Дианов.

В Минкомсвязи подтвердили “Ъ”, что законопроект касается всех операторов связи, которые предоставляют доступ в интернет, но отметили, что правительство может ввести дополнительные ограничения — например, изъять какие-то виды операторов.

Объем рынка спутникового интернета в России по итогам 2019 года составил 10,5 млрд руб., а число абонентов, включая корпоративных,— 126 тыс., рассказала “Ъ” аналитик «ТМТ Консалтинг» Ирина Якименко. Для сравнения: рынок фиксированного интернета, по данным компании, в первом квартале достиг 33,6 млн подключений. Крупнейшие компании в спутниковом сегменте, по оценке «ТМТ Консалтинг»,— дочка «Ростелекома» РТКОММ, AltegroSky, Eutelsat и «Триколор». Наиболее востребованы такие решения на отдаленных территориях, например, Крайнего Севера, а также в частном секторе Центральной России, говорит управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев.

5 процентов

составил рост рынка спутникового интернета в России по итогам 2019 года (данные «ТМТ Консалтинг»)

Крупнейшие компании не слишком обеспокоены. В РТКОММ заявили, что работают в рамках законодательства и будут исполнять все предписания госорганов. В «Триколоре» не ответили на запрос.

Хотя спутниковый сегмент занимает незначительную долю в общем объеме услуг интернета, описанная в отзыве проблема справедлива для всех его участников, признает гендиректор группы AltegroSky Сергей Пехтерев. «Повышение цен в спутниковом сегменте критично, поскольку стоимость услуги и так в несколько раз превышает стоимость проводного доступа»,— поясняет он. Так, по его словам, только комплект оборудования для подключения обойдется минимум в 25 тыс. руб., хотя в последнее время операторы стараются его субсидировать и стоимость для абонента может начинаться от 10 тыс. руб. При этом в среднем, по оценке господина Пехтерева, в спутниковом сегменте абонент получает не более 10 Гб трафика за 1 тыс. руб., тогда как в фиксированных и мобильных сетях за эту сумму можно пользоваться безлимитным интернетом.

Юлия Тишина

Вся лента