«Для автомобильной промышленности настали тяжелые времена»
Дмитрий Гронский — о переломном этапе в истории мирового автомобилестроения
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, как глобальный экономический кризис 2008 года отразился на автомобильной промышленности.
Нынешний, вызванный пандемией, глобальный экономический кризис, последствия которого мы пока еще не имеем возможности оценить, — это, можно сказать, шестой переломный этап в истории мирового автомобилестроения. Пятый же случился совсем недавно, и многие из нас отлично его помнят.
В сентябре 2008 года банки США прекратили выдавать кредиты. Полсотни банков обанкротились, акции некоторых компаний упали в цене вдвое, предприятия закрывались, начала расти безработица. Для автомобильной промышленности, как и для производителей других потребительских товаров, настали тяжелые времена — покупателям нечем было платить за новые машины.
В ноябре 2009 года руководители американской «Большой тройки» запросили помощи у конгресса США общим размером $25 млрд. Государство дало в полтора раза меньше. GM прошел через процедуру банкротства. Концерном были проданы бренды Saab и Hummer. Chrysler также обанкротился, и постепенно перешел в руки FIAT. Ford в течение двух лет избавился от марок Jaguar, Land Rover и Volvo, которые перешли к индийским и китайским хозяевам.
Аналогичные процессы происходили и в других странах. Volkswagen тоже обращался за помощью к правительству. Skoda и Daimler приостанавливали производство.
В России кризис был острым, прежде всего, из-за падения доходов от экспорта нефти и газа. Следствием этого стало существенное снижение спроса, в том числе и на автомобили. Российский авторынок повел себя предсказуемо — с 2,9 млн объем продаж упал до 1,5. Вдвое упало и производство легковых автомобилей — с 1,5 млн до 700 тыс.
Рынок восстановился только в 2012 году. При этом заметно изменилась структура спроса и, соответственно, продаж: резко сократилась доля автомобилей гольф-класса, народ стал покупать машины поменьше. Ну, и банкротство крупнейших американских производителей окончательно перераспределило рынок в пользу азиатских компаний.