Назло Голливуду отморожу уши

Анна Афанасьева о закрытых кинотеатрах

От закрытия российских кинотеатров из-за пандемии коронавируса пострадают не столько отечественные продюсеры, сколько Голливуд, заявил на днях НСН гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В его словах есть логика, хоть и неочевидная: именно американские кинопроизводители существуют на рыночных условиях, пока их крупнейшие российские конкуренты получают финансирование из государственного Фонда кино. Как показал недавно пример фантастического триллера «Спутник» (бюджет — 190 млн руб.), премьера которого в апреле была перенесена в онлайн-сервисы, при прокате относительно недорогих фильмов с госучастием действительно можно ограничиться и интернетом, не боясь потерять вложенные средства.

Но нельзя забывать, что в отличие от советского времени российская киноиндустрия все же не ограничивается госзаказом. Остается открытым вопрос, как быть авторам высокобюджетных фильмов, таких как снимавшийся почти семь лет «Вратарь галактики», затраты на которые онлайн и ТВ просто не покроют. Да и, например, создатели комедий с небольшим бюджетом и без господдержки не могут позволить себе переносить премьеры в онлайн и ждут открытия кинотеатров.

Тем более что в последние годы отечественные продюсеры научились собирать в прокате миллиарды даже при не слишком раздутых бюджетах. Например, «Лед», снятый за 150 млн руб., собрал в прокате в десять раз больше, а «Холоп» за 200 млн руб.— почти 3 млрд руб. Продюсерам таких фильмов точно есть что терять. И тут круг замыкается: не будет фильмов, снятых не по патриотической разнарядке, а в расчете на зрителя,— не будет и людей в кинотеатрах. А они и так не горят желанием возвращаться: согласно опросу Ipsos, 26% россиян планируют в будущем реже ходить в кино, чем до самоизоляции, и только 4% — чаще.

Никто на рынке не понимает, когда удастся открыться, чем разогревать зрительский интерес и когда вернутся прежние обороты. Хотя итоговое решение будут принимать чиновники, сами киносети ориентируются на ситуацию в США и Китае, крупнейших кинорынках. Пока там кинозалы не откроются массово, российский экран не увидит крупных голливудских премьер — например, репертуар на июнь уже заведомо пустой, а открывшиеся в мае кинотеатры Ленинградской и Смоленской областей демонстрируют старые, уже прошедшие в прокате фильмы.

Но без этого звена в цепочке экономика кино как бизнеса просто не сложится. Об этом же пишут и зарубежные аналитики — только если там ожидаемым ответом на кризис считаются укрупнение и консолидация киноиндустрии, то у нас дыры, похоже, придется закрывать госденьгами. А это значит, что пострадает не только Голливуд, но и все, у кого нет к ним доступа.

Вся лента